Afghanskie jenshiny 004

Чтобы попасть в тюрьму, афганским женщинам достаточно просто "плохо себя вести". О правах женщин-заключенных - интервью DW с правозащитницей Самирой Хамиди.

В Афганистане проживает около 30 миллионов человек. При этом, согласно официальным данным, количество содержащихся в тюрьмах женщин относительно невелико и составляет 800 человек. Однако в связи с нехваткой мест в тюрьмах совершивших преступление женщин часто передают старейшинам племен. Такие преступницы часто не имеют никаких прав и становятся рабынями. Об этом DW поговорила с Самирой Хамиди, активисткой объединения Afghan Women’s Network, занимающегося правами женщин.

DW: Каким образом некоторые женщины попадают к старейшинам племен?

Самира Хамиди: Во многих провинциях Афганистана нет женских тюрем. Но проблема не только в этом. Наша правовая система охватывает не всю страну, правосудие работает не везде. Это значит, что во многих районах страны во главе угла оказалась неофициальная система права, принципы которой определяют старейшины племен. Именно они решают, когда женщина заслуживает наказания и каким будет это наказание.

- Известно ли вам, сколько женщин находится в такой ситуации?

Правозащитница Самира Хамиди (слева)

Правозащитница Самира Хамиди (слева)

- Нет. Нам известно только то, что женщины становятся первыми жертвами неофициального правосудия. Мы едва ли можем для них что-то сделать. Некоторые старейшины племен вообще не хотят ничего слышать о правосудии. Они не доверяют официальной правовой системе, поскольку полагают, что она вся коррумпирована и испорчена. Они держат женщин в заключении и жестоко обращаются с ними.  При этом в афганской правовой системе такое обращение не предусмотрено.

- Тем не менее многие женщины в афганских тюрьмах официально получили сроки за "плохое поведение". Например, за то, что сбежали из-за побоев мужа, или чтобы спастись от брака по принуждению, или потому, что влюбились в мужчину, которого сами выбрали.

- Для нас это уже давно серьезная тема. Считается, что женщина, которая убежала из семьи, совершила правонарушение, поэтому ее нужно отправить в тюрьму без выяснения причин. Мы хотим это изменить. Мы рады тому, что президент Ашраф Гани  созвал специальную комиссию, которая занимается этим вопросом. В этой комиссии из восьми человек состоят представители гражданского общества, например члены независимых организаций по защите прав человека и активисты, занимающиеся правами женщин. Они расследуют такие случаи. Вместе с тем многих заключенных женщин амнистировали и освободили из тюрьмы по различным поводам, например к Новому году.

- Что делают эти женщины, если родственники не хотят их принимать? 

- К сожалению, они должны оставаться в тюрьме. Общество не готово их принять. В Афганистане нет никаких государственных организаций и институтов, которые занимаются проблемами женщин. Многие женщины, которые попали в тюрьму, вынуждены там оставаться. Некоторые даже с детьми.

- Как вы пытаетесь поддержать таких женщин?

- Мы пытаемся их обучать, научить читать и писать. Многие из них неграмотны. Мы ищем заключенных, которые могут читать и писать, и с их помощью организуем небольшие учебные группы. Или мы пытаемся создать для этих женщин возможность получить образование, чтобы они научились шить или стричь людей. Но выбор далеко не большой. Перед нами еще очень долгий путь.

беседовала Шабнам Хайн

Источник: "Немецкая волна"

А также читайте: