Refugee Camp 01

10 февраля 2022 года председатель Комитета по чрезвычайным ситуациям Таджикистана Рустам Назарзода подтвердил вероятность строительства еще нескольких лагерей для афганцев на территории республики. Но с маленькой оговоркой, лагеря будут предназначены для тех граждан, которые пострадали от стихийных бедствий. О том зачем власти Таджикистана идут на такой рисковый шаг, читайте в материале «Polit-asia.kz».

Заманчивое предложение

Есть подозрения, что, когда зашла речь о размещении лагерей для беженцев в Таджикистане, председатель Комитета по чрезвычайным ситуациям Рустам Назарзода слукавил, потому как стихийные бедствия на территории Афганистана не заставляют массово эмигрировать местное население в отличие от бедности и репрессий, связанных со сменой правительства.

В этом направлении, стоит отметить, что вопрос о размещении афганцев в Таджикистане всегда активно лоббировался ЕС в рамках совместных культурно-гуманитарных программ по вопросам Афганистана под эгидой Евросоюза и ООН.

Первое предложение от ЕС по вопросам беженцев Таджикистан получил сразу же после вывода войск международной коалиции стран НАТО из Афганистана. На тот момент Таджикистану предложили около 200 тысяч евро для возведения временного перевалочного пункта для беженцев и судя по всему тогда руководство стран согласилось. Потому, как и лишние деньги на дороги не валяются, и особых рисков это для страны не несло.

К концу 2021 года, со стороны ЕС таджикским партнерам последовало второе предложение, согласно которому Брюссель просил Душанбе открыть у себя на территории нескольких полноценных лагерей, рассчитанных на длительное проживание. Официальный Душанбе чуть было не отказался, но не смог противостоять соблазну, ведь в этот раз на кону стояла сумма в 5 млн евро, которую Брюссель готов выделять ежегодно.

Для получения таких финансовых вливаний, Таджикистану и делать то ничего не нужно. Обозначить место, создать нужную инфраструктуру для афганских беженцев и сделать так, чтобы они толпами не пошли в Европу. В общем ничего энергозатратного.

Стоит отметить, что поначалу таджикские власти существование таких договоренностей отрицали, однако буквально на днях Душанбе все же решился свои намерения подтвердить.

Переговоры и их результаты

Не секрет, что политическое руководство Таджикистана имеет достаточно четкие планы по формированию на севере Афганистана, подконтрольных ему сил с целью обеспечения безопасности своих южных границ.

Для достижения такой цели таджикские власти активно вели переговоры, как с США, так и Россией, но видимо что-то пошло не так. А тут на горизонте и очень в нужный момент появились европейские партнеры.

На этом фоне, в ходе рабочих визитов в Бельгию и Францию президент Таджикистана Эмомали Рахмон, провел встречи с королем Бельгии Филиппом и президентом Франции Эммануэлем Макроном, где и пытался получить наиболее выгодные для себя преференции в данном вопросе.

В ходе встреч, стороны обсудили возможные планы по оказанию европейскими странами помощи по процессу формирования местных советов самоуправления на территории Афганистана с учетом интересов таджикской стороны.

Стоит напомнить, что Душанбе придерживается категоричных позиций, выступая не только за инклюзивный принцип формирования местных управляющих советов на севере соседнего государства, но и за то, чтоб их основной костяк составляли только этнические таджики, проживающие именно в этом регионе.

В результате, таджикские переговорщики в ходе европейского вояжа Эмомали Рахмона настоятельно пытались навязать своим партнеров из ЕС выгодную им позицию, при этом дали гарантии, что в случае предоставлении им поддержки, Душанбе может выступить главным проводником европейских интересов на севере Афганистана.

Данное утверждение основывалось на том, что именно Таджикистан, может обеспечить надежный контакт с силами антиталибского сопротивления, в то время как прямая поддержка А.Масуда не принесет странам Евросоюза желаемого результата.

Стоит отметить, что доводы таджикской стороны выглядели достаточно убедительными. В результате предложенная инициатива Таджикистана, была воспринята представителями ЕС более чем положительно.

Однако, европейцы были бы не европейцами если бы не выставили своих условий, одним из которых и является необходимость размещение в Таджикистане лагерей для афганских беженцев.  

Сторонники и противники инициативы

Понятно, что подобная самостоятельность таджикского руководства не находит поддержки, в первую очередь, со стороны России, которая по сути является стратегическим союзником и партнером Таджикистана.

Российскую сторону не устраивает подобный сценарий по целому ряду причин, и в первую очередь ввиду того, что лагеря могут стать настоящим перевалочным пунктом для боевиков различных террористических организаций, которые в последнее время, активно стекаются в Афганистан. Кроме того, Москва считает, что деструктивные элементы могут использовать данные лагеря в том числе и для легализации экстремистов, с последующим их транзитом в другие страны Центральной Азии.  

Конечно же Таджикистан постарался заверить «большого брата» в том, что сможет самостоятельно организовать необходимые меры безопасности, не прибегая к помощи России, но данный довод не был воспринят.

Кроме того, в Москве прекрасно понимают, что для контроля за соблюдением прав человека и оказания медицинской помощи всем нуждающимся в лагерях будет осуществлять не заслуживающая доверия у российской стороны международная НКО «Врачи без границ».

Развеять опасения Москвы, по данному поводу постарались «товарищи» из Поднебесной, которые также решили извлечь выгоду из таджикско-европейской инициативы.

Китай, якобы предложил России, использовать данные объекты в качестве собственной базы для подготовки подконтрольных боевиков из числа афганских беженцев с последующей их переброской на территорию Афганистана.

Ну а в случае возникновения экстренных ситуаций, локализовать их придется все теми же российскими подразделениями, размещенными на территории республики.

Подводя итог, можно констатировать, что Евросоюз в очередной раз, пытается создать так называемый буфер на территории Таджикистана с целью дальнейшей блокировки потоков беженцев из Афганистана в свои страны. Ну а в случае выхода ситуации из-под контроля, расхлебывать ситуацию придется странам сопредельного с Афганистаном региона, которых по сути об их позиции на этот счет даже не удосужились спросить.

Олег Бородин

Источник: Polit-asia.kz

А также читайте: