Foreign Ministerss meeting Karuizawa Nagano

Группа развитых индустриальных государств Первого мира, традиционных флагманов глобальной политики и экономики, начинает переговоры с рядом центральноазиатских стран. Их цель — оказать противодействие влиянию, которым пользуются в стратегически и экономически важном регионе Россия и Китай.

Что именно происходит? Во время встречи министров иностранных дел, представляющих государства "Большой семерки", такое существенное геополитическое событие как очередной кризис на Ближнем Востоке, казалось, было отодвинуто на второй план. Важнее оказалась другая часть света. Семь стран-столпов индустриального мира и представители Европейского союза пригласили для участия в конференции пять бывших советских республик. Речь идет о Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане и Кыргызстане. Следующий этап — проведение совместной с представителями этих государств встречи на высшем уровне в 2024 году во Франции. Эти мероприятия реализуются в рамках программы "G-7-Outreach", цель которой состоит в расширении формата и проведении более активного диалога стран "Семерки" с партнерами со всего мира.

Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок не скрывала, кому на самом деле адресовано геостратегическое послание о важности этой конференции. Получить его, конечно, должны Россия и Китай. Бербок заявила, выступая в Токио: "В мире, где авторитарные режимы день ото дня все более навязчиво пытаются делить зоны влияния и маркировать их, в мире, где конфликты только углубляют и без того существующие геополитические разломы, мы, "Большая семерка", хотим найти новых союзников и партнеров".

Бербок также объяснила и фундаментальные обоснования этого для самой "Семерки": государства Запада как демократические государства смогут выстоять в системной конкуренции с авторитарными режимами только в том случае, "если их друзья во всем мире поймут, что они всерьез нацелены на надежное партнерство, базирующееся на порядке — порядке, основанном на [всеобщих] правилах, а не на праве сильного".

Почему для "Семерки" это так важно?

Богатая сырьем Центральная Азия сейчас является регионом, на который устремлены взгляды многих глобальных игроков. Она — одно из тех мест на земном шаре, что представляют наибольший интерес по целому ряду параметров. Раджорши Рой (Rajorshi Roy), специалист по Центральной Азии в индийском Институте оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара, называет девять великих, средних и региональных держав, борющихся здесь за влияние. "К ним относятся не только Россия и Китай — но также Иран, Турция и Индия", — объясняет он. Из западных государств, также преследующих в регионе свои цели, он выделяет Соединенные Штаты, Германию, Францию и Японию.

Сырье — такое как нефть, газ, уран и золото — это тот фактор, который делает Центральную Азию очень привлекательной и востребованной для многих крупных политических акторов, говорит Рой. Центральноазиатские же государства представляют собой связующее звено в логистике между Китаем и Европой, и Пекин специально привлекает их в рамках своей инициативы "Один пояс — один путь" для финансирования и реализации проектов инфраструктурного строительства.

Более того, те страны, которые прежде сильно были зависимы от России, открыты для партнерства — со всеми. "Конфликт на Украине ускорил процессы, развивавшиеся на протяжении уже почти десяти лет", — говорит Рой. "Страны Центральной Азии хотят укрепить свой стратегический суверенитет и не зависеть от отдельных держав, таких как Россия и Китай — воспринимаем мы их поодиночке ли, в тандеме ли".

Наличие подобных запросов дает возможность таким странам как, например, Индия и Япония, закрепиться в Центральной Азии за счет партнерства в области развития. Это объясняется тем, что центральноазиатские республики испытывают дефицит инфраструктуры — а их партнеры видят в них потенциал. "В последние годы центральноазиатским республикам удалось добиться определенного признания от крупных держав", — считает Рой.

Чтобы нарастить свое влияние, "Семерка" теперь хочет консолидировать усилия. В совместном заявлении министров иностранных дел говорится: "На фоне возрастающих геополитических рисков расширение и диверсификация торговых путей в странах Центральной Азии не только являются залогом экономического роста в регионе, но и способны оказать благотворное влияние на функционирование глобальных цепочек поставок, в том числе на те, которые связаны с энергетической безопасностью".

Министр Бербок также высоко оценила "огромные возможности" региона. Она отметила, что центральноазиатские страны всегда питали надежду стать связующим звеном между Россией, Китаем и Европой: "Сейчас они оказались открыты для этого, спрос на них велик со всех сторон — и вопрос в том, кто будет укреплять с ними сотрудничество в этой ситуации". Совершенно неясно, в каком направлении движутся эти страны. Это касается не только экономических, но и социальных вопросов. Поэтому "Семерка" хочет "не только совместно развивать и укреплять экономический потенциал, но и способствовать закреплению демократических стандартов и ценностей среди населения".

Подобная инициатива требует просчитанной и умелой тактики. Это связано с тем, что другие игроки в регионе относятся к ней довольно критически, полагает Рой: "Если "Семерка" придет в регион, это неизбежно вызовет вопросы у России и Китая и очевидно станет поводом для недоверия с их стороны, особенно при нынешних условиях".

Если "Семерка" ослабит исторически сложившееся влияние России на страны Центральной Азии и в то же время будет противодействовать растущему влиянию Китая в регионе, велики риски нарастания геополитического напряжения. Поэтому Рой ожидает не только того, что "третьи державы" будут соревноваться в своих предложениях — но и того, что политическое давление со стороны "российско-китайского союза" усилится.

Россия продолжает оставаться, как и прежде, той военной державой, которая обеспечивает безопасность многих государств региона. В то же время важным экономическим фактором является то, что Россия предлагает огромное множество рабочих мест для выходцев из центральноазиатских республик. С другой стороны, Китай, по мнению Роя, имеет свои рычаги влияния — например, он предоставляет крупные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов.

Еще одной ахиллесовой пятой стратегии G7 может стать их упор на "демократические ценности и стандарты". Предложения о расширении экономического сотрудничества, скорее всего, будут восприняты с энтузиазмом, полагает Рой. "Но другая их часть, касающаяся демократии, может не найти отклика в государствах Центральной Азии". Как и Россия, большинство стран здесь — это "управляемые демократии".

Центральная Азия уже давно имеет глобальное политическое значение. Конфликт на Украине сделал этот регион еще более важным в геополитическом плане. Введенные Западом против России санкции ослабляют бывшего регионального гегемона не только экономически. Многие говорят о том, что Москва теряет вес и в сфере политики безопасности.

Это резко расширяет пространство для маневра для центральноазиатских республик. Они уже используют свое новое и откровенно выгодное положение для того, чтобы заставить заинтересованные державы состязаться за их благосклонность. Основной вопрос состоит в том, как "Семерке" удастся найти баланс между т.н. "реальной" (т.е. ориентированной в первую очередь на прагматику и отвергнувшей идеологию) политикой и продвижением демократических ценностей и стандартов. Она нуждается в этой сбалансированной стратегии, чтобы не оттолкнуть от себя правительства "управляемых демократий".

Это будет непросто: Иран и Турция могут опираться на свои религиозные и исторические связи с регионом, Россия и Китай — на свое экономическое, политическое и военное влияние.

Мартин Келлинг 

Источник: "INOсми.ру" (Neue Zürcher Zeitung, Швейцария)

А также читайте: