Turkey Syria Border 001

Турция последние несколько лет ратует за создание безопасной зоны на территории Сирии, мотивируя это обеспечением собственной безопасности в приграничных районах. Вместе с тем сотрудничество России, Турции и Ирана в рамках "Астанинского процесса" приблизили создание сирийской констиционной комиссии, которая должна разработать новую конституцию для Сирии. Преподаватель университета им. Йылдырым Беязыт (Анкара, Турция), глава Центра российских исследований (RUSEN) Салих Йылмаз в своем анализе дал оценку последним сдвигам в этом направлении.

«Безопасная зона» – средство, которое США используют, чтобы выиграть время?

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в своей речи на 74-й сессии ГА ООН 24 сентября 2019 г. обнародовал детали плана по созданию на севере Сирии безопасной зоны. Согласно этому новому плану, в безопасной зоне будут образованы 140 деревень с численностью населения по 5 тыс. человек и 10 поселков с населением по 30 тыс. человек. Турция на первом этапе создаст «мирный коридор» на 30 км вглубь территории Сирии протяженностью 480 км. При поддержке международного сообщества Турция надеется приютить здесь 2 млн сирийцев. 200 тыс. домов будет построено на средства, получаемые из иностранных фондов. Стоимость строительства населенного пункта, рассчитанного на 1 млн человек, должна составить порядка 27 млрд долл.

США в начале сентября договорились с Турцией по вопросу безопасной зоны (по определению Вашингтона – зоны механизма безопасности) и отстранению YPG, представляющей собой основную часть Сирийских демократических сил, от границ Турции. Тем не менее вопрос остается на стадии обсуждения. Если не будет достигнута договоренность, Турция может провести в регионе операцию, о чем были уведомлены как США, так и Россия.

Турция желает установить полный контроль над территорией, простирающейся от реки Евфрат до сирийско-турецко-иракской границы, т.е. на территории в 32 км вглубь сирийских земель. США же предлагают создание безопасной зоны, которую будут контролировать они, где Анкара будет иметь весьма ограниченное присутствие, откуда боевики YPG будут выведены на определенное расстояние. США не желают, чтобы этой зоной управляла Турция. Турция отклонила предложение США об объявлении безопасной зоны на территории в 5-14 км. Как США, так и Турция считает, что её интересы национальной безопасности важнее, чем интересы другой стороны.

Президент США Дональд Трамп в ходе телефонных переговоров с президентом Турции Эрдоганом, проведенных в декабре 2018 г., дал согласие на план Турции по безопасной зоне. Однако давление Пентагона заставило Трампа согласиться с тем доводом, что лучше всего сохранить свое присутствие в регионе наряду с Францией и Великобританией.

США предлагают модель урегулирования, аналогичное урегулированию в Манбидже

Теперь США отказываются от первоначального плана и предлагают взамен «модель Манбиджа». В июне 2018 г. США и Турция договорились по «дорожной карте по Манбиджу». Согласно этой договоренности, сначала было начато самостоятельное патрулирование в Манбидже, а затем было инициировано совместное патрулирование. Государственные институты в городе были очищены от элементов, связанных с террористической организацией PKK. Но впоследствии выяснилось, что план по Манбиджу был ловушкой, придуманной США с целью вывести Турцию из региона, так как никакие элементы PKK не были в итоге устранены. США перенесли своих военных и воздушные силы на границу с Турцией, чтобы предотвратить возможную военную операцию Турции. На границе были созданы наблюдательные пункты. Надо понимать, что эти меры не разрешат проблемы, учитывая то, что США с помощью 2 тыс. солдат не смогут контролировать турецкую границу.

Если Турция убедится в том, что переговоры с Вашингтоном не принесут никакой пользы, то рамки возможной операции невозможно будет ограничивать. В случае начала операции у США будет мало шансов её остановить. Эрдоган, выступая на ГА ООН, хотел предоставить Трампу последний шанс. Если Турция решит вмешаться в Сирию, армия США не будет в состоянии её остановить, она сможет только обороняться. Вполне вероятно и то, что силы PYD нападут на силы США, которые окажутся в центре столкновений. Силы PKK-PYD могут возложить ответственность за нападения Турции на США и могут напасть на них.

Эта неопределенность и неумение договориться с Турцией относительно параметров безопасной зоны связаны отчасти и нежеланием обеих сторон идти на компромисс в том, что касается их национальных интересов.

США не желают портить отношения ни со своим союзником Турцией, ни со своим партнером – Демократическими силами Сирии.

Дело в том, что Турция, которая годами тратила миллиарды долларов на обеспечение своей приграничной безопасности и взяла на себя весь груз, связанный с потоками беженцев, не только не допустит, чтобы террористические группировки орудовали у её границ, но также и не позволит уничтожить сирийскую оппозицию. Политика США по северу Сирии и политика России по Идлибу на данный момент неприемлемы с точки зрения Турции.

Военная операция Турции на северо-востоке Сирии ослабит позиции США. Трудно предположить, каким образом США и Турция могут договориться по Сирии. Руководство Трампа не желает оставаться в Сирии без поддержки местных сил. По мнению США, консенсус может быть достигнут только в случае, если Турция признает Демократические силы Сирии. Однако для Турции это означает признать легитимность действий террористической организации. США не желают портить отношения ни со своим союзником Турцией, ни со своим партнером – Демократическими силами Сирии.

Поддержка, оказываемая Россией Турции должна быть не только моральной, но и военной.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил в поддержку планов Турции по созданию безопасной зоны на севере Сирии. Находившийся в Нью-Йорке для участия в 74-й сессии ГА ООН Лавров заявил касательно этих планов: «Анкара имеет полное право на это, так как на её территорию проникают террористы из контролируемого США региона». Лавров также подчеркнул, что они не могут оставаться равнодушными к вопросу создания безопасной зоны, так как он непосредственно связан с территориальной целостностью и суверенитетом Сирии. Российский министр отметил, что они обсуждают этот вопрос с обеими странами. Лавров указал, что «американцы используют в регионе курдов», и что «предпринимаются конкретные шаги для формирования органов самоуправления».

Может ли процесс мирного урегулирования в Сирии быть успешным?

Первое заседание конституционной комиссии, сформированной после гражданской войны, продолжавшейся 8,5 года, планируется провести 30 октября в Женеве. Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш 23 сентября объявил о создании конституционной комиссии, и пообещал её созвать после переговоров со сторонами. Сирийское правительство и представители оппозиции договорились о создании этой комиссии в Сочи в январе 2018 г. После долгих месяцев переговоров стороны согласовали кандидатуры 150 членов комиссии. Согласно этой договоренности, в состав конституционной комиссии войдут по 50 представителей из правительства Сирии, оппозиции и гражданского общества.

Ещё один момент, вызывающий споры, касается самой конституции. Оппозиция выступает за составление совершенно новой конституции, в то время как сирийское правительство требует лишь внесения поправок в существующую. Предполагается, что после составления конституции в стране будут проведены свободные и справедливые выборы при участии международных наблюдателей.

Министр иностранных дел Сирии Валид аль-Муаллем, выступая на заседании ГА ООН в Нью-Йорке, подчеркнул, что они не примут навязывания каких-либо сроков для составления конституции. Он также отметил, что процесс должен протекать под контролем сирийцев, без вмешательства извне, и будущее страны имеют право определить только сами её жители.

Надежда на сирийское урегулирование, появившееся благодаря совместным усилиям Турции, России и Ирана, остается единственной, так как все попытки ООН по политическому урегулированию с марта 2011 остались безрезультатными. Однако теперь неизвестно, успеет ли конституционная комиссия подготовить текст основного закона до 2021 г. Если нет, и если выборы в Сирии будут проведены на основе имеющейся конституции, то политическое урегулирование может потерпеть окончательный крах. Самым большим ударом по этому процессу, несомненно, будет ожидание, что сирийцы смирятся с тем, что у власти останется Башар Асад, ответственный за гибель тысяч людей. Иран и Россия должны пересмотреть свою политику в отношении Асада.

Источник: ТРТ

А также читайте: