Афро-иранцы: путешествие по следам неизвестной культуры
03.03.2018 11:09
Мало кто знает об афро-иранском меньшинстве, обитающем на юге страны. А между тем, это 10-15 процентов населения южного Ирана.
Современные потомки африканцев уже считают себя иранцами, несмотря на экзотическую внешность. Однако об этой грани этнического разнообразия Ирана по-прежнему известно немного. На поиски корней ирано-африканцев отправился фотограф Махди Эхсаи, который посвятил своему путешествию целую книгу.
Жительница острова Ормуз / источник фото: страница @__raaheleh__gh65 в Instagram
На протяжении столетий Иран испытывал влияние самых разных культур и народов. Относительно малоизвестное меньшинство афро-иранцев — как раз «след» одного из таких влияний. Выходцы с Африканского континента начали появляться на территории современного Ирана в XVI веке — через португальцев, которые какое-то время удерживали контроль над островами Персидского залива. Это были рабы и торговцы, а уже в XIX веке — в основном рабы, которые «задерживались» в Иране, когда торговые корабли направлялись к берегам Индийского океана.
Мало кто знает, но и в Иране существовало рабство, особенно распространенное при Каджарах. Только в 1928 году Реза-шах Пехлеви (1925-1941) специальным законом положил конец этой практике. Требование правительства было однозначным — все люди, находящиеся в рабстве, должны были немедленно получить свободу. В том числе и поэтому для афро-иранцев начинается новая эра — они создают свои особенные общины в тех местах, куда их забрасывала судьба, и порождали новую уникальную культуру. За долгие годы для изучения наследия афро-иранцев было сделано совсем немного. Даже местные жители мало что знают об этой этнической группе.
Житель острова Кешм / источник фото: страница @abedinicyrus в Instagram
Фотограф Махди Эхсаи как раз видел свою задачу в том, чтобы заполнить лакуны в истории иранских африканцев. Сын иранских родителей, Эхсаи вырос в Германии. Он считает эту страну своим домом, но его связь с исторической родиной тоже никогда не ослабевала. Именно это «двойное наследие» заставило его исследовать сложность и многогранность иранской культуры, искать в ней такую же «двойную идентичность», как и его собственная.
Путешествие в мир афро-иранцев началось в 2010 году на футбольном матче в Ширазе: «Вторая команда была их Хормозгана. Один из их болельщиков-заводил был темнокожим иранцем, который подбадривал игроков в необычной манере. Я был поражен тем, что болельщики хормозганской команды поддерживали своих ритмичными и веселыми песнями. Я даже решил заснять этот момент на видео», — вспоминает Эхсаи.
Провинция Хормозган на карте Ирана (выделена красным) / источник фото: wikimedia.org
С тех пор интерес только возрастал. Фотограф начал последовательно изучать историю африканцев в Иране и собирать их личные и семейные истории. «Все это было настолько интересно, что я взял эту тему для своей выпускной работы, на это меня вдохновил Антон Севрюгин [русский фотограф, живший в Персии при Каджарах — прим. “Иран сегодня”]. Он был одним из первых фотографов в Иране и точно первым, кто снял разные социальные и этнические группы населения. Даже спустя 100 лет его работа очень ценная для исследователей-этнографов», — говорит Махди.
По мнению фотографа, даже будучи «незаметными», афро-иранцы продолжали влиять на культуру целого региона, а также сохраняли свои собственные, перенесенные с африканской прародины традиции, которые проявлялись в одежде, музыке, танцах, устных преданиях и ритуалах. Фотограф хотел задокументировать облик этих людей, которых обычно не ассоциируют с Ираном и которым отведено совсем мало места в его истории.
Книга Махди Эхсаи / источник фото: страница @mahdiehsaei в Instagram
Документация жизни афро-иранцев началась в провинции Хормозган у берегов Персидского залива, где живет большая их часть. Именно здесь селились бывшие рабы, освобожденные по закону Резы-шаха. Однако основное открытие Эхсаи заключалось в том, что на самом деле история африканцев в Иране насчитывает несколько столетий.
«Я понял, что это несправедливо — не знать о них. Поэтому стал прилагать еще больше усилий, чтобы продвинуться в своем исследовании. В течение первых недель на территории Хормозгана, я очень осторожно подходил к людям, все-таки в Иране есть свои особенность по сравнению с западными странами. Первое время я вообще не делал никаких фотографий, а просто знакомился с местными, наблюдал за повседневной жизнью. Так я погрузился в мир южного Ирана», — рассказывает Махди.
Чадра «бандари» – непременно очень яркая / источник фото: страница @port_kong в Instagram
Документация жизни афро-иранцев заняла два месяца. Это помогло лучше понять, в чем именно проявилось влияние африканской культуры на иранскую: «Известный музыкальный стиль “бандари” происходит от африканской племенной музыки. Эта музыка — важная часть местной культуры, она очень ритмичная и под нее легко танцевать. Есть еще “чадор бандари” — покрывало, которые местные женщины носят вне дома. Его отличают разноцветные узоры, в основном с цветами». Все эти элементы развивались и передавались на протяжении столетий среди населения юга Ирана. Теперь это неотъемлемая часть местной культуры.
«Если не смотреть на цвет их кожи и расселение в определенных местах, они ничем не отличаются от всех остальных иранцев. Они ощущают себя иранцами и им неприятно слышать вопросы об их происхождении. Кто-то из них знает о своих корнях, а кто-то — нет», — говорит Эхсаи.
Девочка из Бендер-Аббаса / источник фото: страница @abedinicyrus в Instagram
Так почему про афро-иранцев знают настолько мало? По мнению фотографа, во всем виновато отсутствие информации, ведь если вы не посещаете побережье Персидского залива, у вас почти нет шанса встретить афро-иранца. Если он посещает северные провинции, то его с большой вероятностью примут за туриста или заезжего бизнесмена.
Юг Ирана подсказал исследователю еще одно ценное открытие — насколько хорошо в этом регионе уживаются и развиваются разные по этническому происхождению культуры, разные языки и народы. Все вместе на протяжении столетий они создавали уникальный «сплав», определяющий ни на что не похожий облик южного Ирана.
Книга Эхсани вышла в Германии, вызвав огромный интерес читателей и СМИ. Он сам был поражен тем, насколько широкий отклик она получила
Источник: "Иран сегодня"
А также читайте:
Бузкаши в Согде (фото)
В Интернете появилась новость о состоявшемся в Согдийской области Таджикистана бузкаши (козлодрание), которое провел один из местных...В Иране сообщили об эксплуатации новых проектов по добыче полезных ископаемых стоимостью $4,5 млрд
Согласно плану Иранской организации по разработке и реконструкции месторождений полезных ископаемых (Imidro), в этом году стоимость проектов,...Запрещенный прием: эксперт рассказал о самых опасных методах вербовки в ИГ
Эксперт считает видеокомиксы самым опасным методом, к которому прибегают вербовщики, завлекая в ИГ ( группировка, запрещенная в РФ) молодежьВ Худжанде стартовал первый тур конкурса «Лучший ремесленник»
17 апреля среди махаллей Худжанда в Доме-музее Ходжа Камола Худжанди стартовал первый тур конкурса «Лучший ремесленник», посвящённый Году развития туризма и...Минкультуры просит не связывать смерть директора филармонии со сменой его работы
Саидбухори Маджидов, бывший директор Государственной филармонии Таджикистана неожиданно скончался в четверг, 31 июля.