Фархат Аминов: «Информационные технологии сегодня оказывают огромное влияние на экономику и политику большинства стран»
30.09.2020 13:12
На рубеже XXI века значительная часть населения развитых и развивающихся стран уже не мыслит, как жить и работать без интернета, компьютеров и смартфонов. Потребность в разработке компьютерных программ для развития экономики и бизнеса столь высока, что в крупнейших компаниях разработчики программных продуктов – на вес золота. Сегодняшний гость нашего журнала – уникальный специалист, руководитель одного из IT-подразделений в российском Сбербанке Фархат Аминов.
- Уважаемый Фархат! Для читателей нашего журнала Вы - уникальный человек. Родившийся в Таджикистане и окончивший школу в США, Вы занимаете одно из ведущих мест в крупнейшей российской компании. Как складывалась Ваша учёба и карьера?
- Я родился на севере Таджикистана, в городе Чкаловск (сейчас называется Бустон). Мне повезло вырасти в интеллигентной семье, в которой большое внимание всегда уделялось образованию, да и сам я учился всегда с пристрастием. В 9 классе родители предложили мне перейти в частную немецкую гимназию им. И.В. Гёте в Худжанде. За обучение надо было платить 20 долларов в месяц, для родителей в те времена это были достаточно большие деньги - вся мамина месячная зарплата, поэтому я чувствовал большую ответственность.
- В чём состояло отличие немецкой гимназии от обычной школы?
- Выпускники гимназии, хорошо владевшие немецким, имели высокие шансы поступить на обучение в ВУЗы Германии. Немецкий мне давался легко, потому что у меня уже была хорошая английская база. Успехи в языках предопределили то, что впоследствии я решился ещё и на китайский. В Германию на учёбу я так и не попал, хотя школу окончил на отлично. Но так удачно сложилось, что в 11-м классе я получил возможность поехать на учёбу в США по программе обмена FLEX. Чтобы пройти конкурс, я участвовал в ней 3 года подряд.
- Чем Вам запомнилась учёба в США?
- Учёба в Штатах была для меня чем-то невероятным, почти как другой мир. У нас, в Таджикистане, бывало так, что я приносил из дома папины измерительные приборы на уроки по физике, потому что в школьной лаборатории практически ничего не было. А в Штатах школы были очень высокотехнологичными и оборудованными, современные компьютеры использовались даже в начальных классах.
- А что было потом?
- Потом я окончил 12 класс американской школы и переехал в Москву, к родителям и брату. Поступил в Центр Международного Образования МГУ им. Ломоносова, изучал там математику и экономику. Примерно в это же время (это был 2005 год) я начал заниматься разработкой сайтов и компьютерных программ. Получив диплом ЦМО, поступил на факультет мировой политики МГУ.
- Что дал Вам лучший российский университет?
- К 3-му курсу мне нужно было определяться с кафедрой, и я выбрал кафедру информационного обеспечения. Мы изучали, как ведутся информационные войны, как применяются инструменты мягкой силы, как распространяется экономическое и информационное влияние одних стран на другие. Многие об этом не задумываются, но информационные технологии сегодня оказывают огромное влияние на экономику и политику большинства стран.
- Насколько мне известно в Таджикистане таких специалистов не готовят. Возможно, работают приглашенные…
- В России специалистов такого профиля тоже мало.
- А как вообще пришли к китайскому языку? Английский, немецкий, а потом вдруг китайский.
- На первом курсе мне нужно было выбрать основной иностранный язык - из английского, арабского и китайского. Английским я владел свободно, а вот между арабским и китайском пришлось поломать голову. Арабский язык был мне ближе, а китайский казался более практичным. В общем, я сделал рациональный выбор в пользу китайского. Изучал его все 5 лет в университете в качестве основного иностранного. Во время учёбы пытался совмещать свои интересы в области информационных технологий с направлением кафедры и китайским языком.
Например, курсовые писал на тему использования интернета в качестве средства политической коммуникации, о борьбе Китая с внешней информационной и экономической экспансией, а диплом на тему “Увеличение роли Китая в информационном пространстве Африки в начале XXI века”.
На третьем курсе я получил возможность поехать на учёбу в Китай по программе обмена от нашего факультета. Замдекана поставил мне условие – учиться параллельно в двух университетах и приезжать в Москву для сдачи сессии. Находясь в Китае, я продолжал заниматься веб-разработкой, сделал для себя удобный инструмент для изучения китайского, который потом стал очень популярным среди русскоязычной аудитории, изучающей китайский язык.
- Интересно было услышать Ваши впечатления об уровне компьютерных технологий в США, Китае и России. Что Вас более всего удивило после учёбы и практики в этих странах?
- Если США для меня показались другим миром, так вот Китай – это что-то ещё более удивительное. С одной стороны, там по-прежнему очень много небогатых людей, а, с другой – проникновение современных технологий просто потрясает. Сейчас весь мир начинает ориентироваться на них, заимствует технологичные решения.
- А какой была Ваша первая удачная завершенная работа в России?
- Полученные к тому моменту опыт в ИТ и разносторонние знания из университета позволили мне с отцом запустить онлайн-сервис по заказу такси (тогда в России ещё не было ни Яндекс.Такси, ни Uber, ни Gett). Фактически мы были первыми, кто запустил подобный сервис в России. Конкуренцию с такими гигантами, как Яндекс, с их объёмами инвестиций, мы, конечно, не выдержали, но это был очень полезный опыт.
- И этот опыт привёл Вас на работу в российский Яндекс?
- Да, в Яндекс, в котором я проработал 7 лет. Честно говоря, я нигде не публиковал резюме, не звонил компаниям. Я просто представил место, в котором точно хотел бы работать, и ответил себе - Яндекс. Зашёл на сайт компании, перешёл в раздел с вакансиями, нашёл подходящую мне. Не помню точно, как она называлась, но что-то вроде “менеджер проектов в отдел лингвистических технологий”. Это мне идеально подходило. С одной стороны, я был погружен в технологии, а, с другой, мне нравилась лингвистика и всё что связано с языками. На первом собеседовании мне сразу же сказали, что им нужен «человек-оркестр».
Несмотря на то, что я шёл на менеджера, вначале пришлось заниматься разработкой. Постепенно у меня собралась отличная команда и мне удалось сконцентрироваться на продуктовых задачах. Именно тогда я начал заниматься продакт-менеджментом - направление, которое подразумевает общение с пользователями, выявление их проблем, формирование гипотез, проработку сценариев использования продуктов (мобильных приложений, веб сервисов), поиск новых точек роста для бизнеса с помощью существующих и новых продуктов и многое-многое другое.
- Можно немного подробнее о том, чем создатели программного обеспечения полезны бизнесменам, занятым в реальной экономике, в производстве?
- Вообще, сложно сейчас представить современный бизнес без ИТ-составляющей. Точнее так, кто не использует сегодня в бизнесе современные технологичные решения, скорее всего, отстанет от конкурентов. Например, с помощью различного ПО можно автоматизировать многие производственные процессы, а где-то даже заменить людей. Всё постепенно к этому и идёт - у людей будет более творческая работа, а всю рутину и простую повторяющуюся работу возьмут на себя различные системы автоматизации и искусственный интеллект. Вот сфера такси, например, казалось бы, 10 лет назад ничего общего не имела с IT, а сегодня представить заказ такси в мегаполисах без мобильного приложения уже невозможно. И это будет развиваться, в какой-то момент на дороги массово выйдут беспилотные автомобили и это изменит нашу жизнь.
Технологии проникают даже в такие отрасли, которые не приходят сразу в голову - например, в металлургии машинное обучение уже используется для оптимизации расхода добавочных материалов при производстве стали. И таких примеров очень много.
- Как сложилась Ваша работа в Яндексе?
- В Яндексе я работал в Управлении машинного интеллекта и исследований, где занимался развитием сервиса Яндекс.Переводчик. Вместе с командой мы с нуля запустили веб-сервис и мобильные приложения Яндекс.Переводчик, интегрировали машинный перевод в Поиск, Почту, Браузер, Такси, Маркет и другие сервисы компании.
Задача моей команды состояла в том, чтобы создавать продукты на основе технологий искусственного интеллекта, сделать их простыми и удобными. Тем же Переводчиком должно быть удобно пользоваться как школьнику для изучения языка, так и исследователю для перевода научной статьи.
Например, созданное нами мобильное приложение Яндекс.Переводчик на первый взгляд кажется очень простым, им с удовольствием пользуются миллионы пользователей по всему миру. Но в нём используются сложнейшие технологии: машинный перевод, автоматическое распознавание и синтез речи, распознавание символов и объектов на фото и ещё много всего другого.
- Действительно, очень интересно! За 20 с лишним лет работы в журналистике я впервые встречаюсь с IT-специалистом, работами которого пользуются десятки миллионов людей...
- Самое забавное, что когда я пришёл в Яндекс, про существование сервиса Яндекс.Переводчик не знали даже большинство сотрудников компании. Спустя 7 лет, сервис имел уже около 30 миллионов пользователей ежемесячно, причем из разных стран - в том числе и из таких экзотических для нас, как Кот-д’Ивуар. Надеюсь, что в этом есть и моя небольшая заслуга (смеется).
Вообще, успех стал возможным благодаря замечательной команде и моим тогда ещё руководителям Алексею Байтину и Ирине Галинской. Потрясающе умные люди и невероятные руководители! Я вообще считаю, что команда - это самый ценный ресурс, без сильной и сплоченной команды сделать классный продукт практически невозможно.
- А когда Вам было предложено перейти на работу в Сбербанк России, долго раздумывали над этим предложением?
- В какой-то момент я понял, что немного засиделся в Яндексе. Несмотря на то, что Яндекс – это одна из самых технологичных компаний в мире, в какой-то момент пришло осознание того, что скорость получения новых знаний снизилась. Для меня всегда было важно двигаться вперед, постоянно учиться чему-то новому, поэтому я принял решение покинуть компанию и пойти в какую-то новую для меня сферу. Финансовая отрасль всегда была интересной, а Сбербанк, несмотря на свои масштабы, за последние годы заметно трансформировался, что меня в нём очень привлекало. Так что раздумывал не очень долго.
- Каков круг Ваших сегодняшних должностных обязанностей в Сбербанке?
- В Сбербанке сейчас работаю над мобильным банком для корпоративных клиентов. Почти половина российского бизнеса обслуживается в Сбербанке, поэтому, с одной стороны, это большая ответственность, а, с другой, возможность немного повлиять на экономику страны с помощью создания полезных и удобных инструментов для бизнеса.
- Интересно, насколько уровень разработок Сбербанка соответствует лучшим европейским и американским образцам?
- Возможно, кому-то это покажется странным, но российские интернет и мобильные банки одни из лучших в мире. Несмотря на то, что на Западе и в Азии появляются новые интересные стартапы в финансовой сфере, у нас с технологиями всё тоже достаточно хорошо.
- Кто создает программное обеспечение Сбербанка России?
- IT-шная часть Сбербанка достаточно молодая и прогрессивная. Она не сильно отличается от других IT-компаний. Скажем, если взять ребят из Сбера и перенести в офис Яндекса, или наоборот, то, скорее всего, никто ничего подозрительного не заметит. Точных цифр у меня нет, но думаю, что средний возраст около 25 - 30 лет. Ребята работают с разным бэкграундом и образованием. Вообще, это такая типичная картина во всем российском IT - можно встретить разработчиков и с юридическим образованием, и с экономическим. В отрасли ощущается сильная нехватка кадров, поэтому образование - это не всегда первое, на что смотрят. Главное, чтобы человек был хорошим специалистом, занимался самообразованием, ну и, конечно, был на одной волне с командой.
- Интересно, от чего в наибольшей степени зависит успех в профессии программиста?
- Думаю, что любовь к своей работе – это самое главное. Независимо от того, чем ты занимаешься – производством продукции, разработкой или менеджментом. Кроме этого важно интересоваться всем, что происходит в отрасли, уметь быстро меняться и учиться, оставаться гибким, ведь в IT всё меняется с невероятной скоростью, ну и общаться с коллегами. Последнее, кстати, очень важно для того, чтобы расти. Нацеленность на результат – без этого никуда.
- Известно, что мышление у программистов устроено так, что ценные мысли могут прийти в метро, на отдыхе и даже во сне. Были ли у Вас такие случаи?
- Да, такое действительно часто случается. При чём это касается не только задач разработки, но и вообще любых сложных задач, требующих серьёзной концентрации внимания. Иногда какую-то задачу, которую не удаётся долго решить, нужно просто оставить в покое, она всё равно фоном будет крутиться в голове. Обычно спустя какое-то время приходит отличное решение. Как-то у меня подобное решение пришло внезапно через полгода - конечно, к тому моменту оно было уже не так актуально, потому что мы решили задачу по-другому, но оно помогло сильно оптимизировать первоначальное решение.
- Интересно, как Вы оцениваете состояние IT-индустрии на Вашей родине, в Таджикистане?
- Мне практически не приходится иметь дело с коллегами в Таджикистане, но я думаю, что там тоже есть крутые специалисты. Сегодня, когда онлайн-образование захватывает мир и работать можно с клиентами из разных стран, стать первоклассным специалистом можно где угодно.
- Чем отличаются школы подготовки высококлассных программистов в России, Китае и США и в чём секрет успехов и высокий спрос на программистов из Индии?
- В России и Китае достаточно сильное фундаментальное образование, в США - помимо всего прочего есть ещё большой практический уклон. Что касается Индии и их успехов, это связано с их государственной политикой. В 90-х они реформировали IТ-отрасль и даже создали государственную корпорацию, которая занималась вопросами экспорта IT-услуг за рубеж.
- Что Вы могли бы пожелать молодым программистам, выпускникам таджикских университетов?
- Нашим ребятам, студентам и молодым специалистам, хочется пожелать научиться использовать любую возможность для получения новых знаний. Особенно сегодня, когда все стремительно меняется, умение постоянно учиться становится очень важным. Непрерывное образование — это то, без чего в будущем сложно будет оставаться востребованным специалистом.
- Программисты – люди умственного труда, от которого нужен отдых. Как Вы отдыхаете?
- На отдых остаётся очень мало времени, - стараюсь путешествовать и побольше гулять со своим псом. Очень нравятся путешествия на автомобиле. Недавно доехали на машине до Италии, проехали половину Европы. Из последних спортивных увлечений — яхтинг.
- Традиционный вопрос - каковы Ваши ближайшие и перспективные планы?
- Не очень люблю рассказывать о планах, так как считаю, что лучше сначала сделать, а уже потом рассказывать, поэтому пускай это пока останется моим небольшим секретом.
- Спасибо за интересное интервью.
Андрей ЗАХВАТОВ
Источник: журнал «Иктисодчи» №26 (сентябрь-октябрь 2019)
А также читайте:
Китайская CNPC зарегистрировала в Таджикистане свой филиал
China Petroleum Engineering & Construction Corporation (CPECC) - филиал китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) зарегистрировался в...Таджикские депутаты одобрили грантовое соглашение, стоимостью $90 млн.
Маджлиси намояндагон (нижняя палата парламента) Таджикистана ратифицировал грантовое Соглашение по проекту «Коридоры ЦАРЕС 2, 5 и 6 (проект...Школы Душанбе не получают достаточного финансирования из бюджета из-за финансовой безграмотности руководства
В Душанбе 20 апреля прошла открытая лекция в рамках программы «Поддержка управления государственными финансами», финансируемой DFID. На этот раз в качестве приглашённого эксперта выступил...Энергетика и транспорт остаются самыми финансируемыми сферами в Таджикистане, – АБР
Энергетика и транспорт остались самыми крупными получателями финансирования Азиатского банка развития (АБР) в 2017 году в Таджикистане. На долю этих секторов...В Таджикистане электроэнергия до конца года может подорожать на 12%
Тарифы на электроэнергию для населения в Таджикистане в течение нынешнего года могут повыситься на 12% - до 14 дирамов за 1 кВт.ч.