Tereshtvol Masud 002

Мир в Афганистане, "московский формат", роль региональных стран в миростроительстве и будущее мира в Афганистане - на эти вопросы пытался ответить в своём выступлении на заседании Фонда "Диалог цивилизаций" преподаватель афганского университета, руководитель Центра юридического и политического анализа Афганистана Масъуд Терештвол.

- Основа мира и примирения в Афганистане;

- Региональное сотрудничество по миростроительству в Афганистане;

- Препятствия на пути к миру в Афганистане или почему эта страна не может достичь мира;

- Пути достижения мира.

Эти четыре пункта были ключевыми в выступлении преподавателя афганского университета, руководителя Центра юридического и политического анализа Афганистана Масъуда Терештвола, на очередном заседании Общественного фонда «Диалог цивилизаций». Это выступление в некотором роде оказалось символичным, поскольку оно состоялось накануне 40-й годовщины ввода Советских войск в Афганистан и начала войны в этой стране. В речи господина Терештвола  было несколько интересных моментов, которые я хотел бы привести здесь в виде тезиса:

- В современном понимании отсутствие мира – означает не отсутствие войны, а отсутствие справедливости;

- Мне 36 лет, но я ещё не видел мира. Поэтому, мир для меня является заветной мечтой. Хотя я всегда жил в условиях войны, но надеюсь, что мои дети и внуки будут жить под мирным небом;

- Мир – это процесс, который достигается политиками, охраняется военными и укрепляется народом;

- Как наши соседи беспокоятся о нас, точно также мы беспокоимся о них;

- Мир в Афганистан могут принести только те, кто принёс войну;

- Мы сейчас находимся не в процессе примирения, а в процессе переговоров;

- Вот уже 19 лет в Афганистане находятся иностранные войска. До их прихода в нашей стране было всего лишь 2 террористические группы, а сейчас число террористических групп достигло 43;

- Пока молодёжь Афганистана сама не займётся благоустройством страны, никто её не сможет построить.

- Несколько дней назад в Москве состоялась встреча по вопросу мира в Афганистане, но её правительство Ашрафа Гани официально не признало. Что вы думаете по поводу московской встречи?

- Возможно, это была первая встреча, во время которой лидеры политического офиса движения «Талибан» в Катаре напрямую общались с представителями политических партий, политических движений и элиты Афганистана. Хотя существуют разные точки зрения, но я приветствую эту встречу, потому что любая такая инициатива, независимо от того, с чьей стороны она проявлена, имеет важное значение для установления мира в Афганистане.

- Одним из пунктов резолюции является признание политического офиса «Талибан» в Катаре. Разве это не приведет к повторному усилению влияния «Талибан»?

- Политический офис движения «Талибан» в Катаре уже существует. Наоборот, переговоры с талибами могут сблизить позиции.

- Некоторые эксперты заявляют, что встреча в Москве разрушит мирный процесс, поскольку на этой встрече не участвуют представители законного правительства Афганистана. Другие считают, что Москва хочет присвоить мир в Афганистане и т.д. Каково Ваше мнение по этому поводу?

- В мирном вопросе у Афганистана есть два игрока: один государственный, другой негосударственный. У афганского правительства есть официально действующий Высший совет мира, который борется против войны, кроме того, существуют оппозиционные группы и представители интеллигенции, которые тоже борются за мир своими методами. Здесь не важно, кто из какой стороны. Важно, чтобы была общая цель, которая приведёт нас к миру. Встреча в Москве имеет большое значение, поскольку на ней присутствовали даже представительницы афганских женщин, одна из которых обратилась к талибам с вопросом, - «если вы придёте к власти, дадите ли свободу женщинам?».

- В 1994 году, когда движение «Талибан» появилось на арене, они заявили, что вернут Тахиршаха и восстановят прежнее государство, но не сделали этого. И сейчас, даже если они пообещают дать свободу женщинам, где гарантия того, что они в конечном итоге не обманут?

- Во-первых, мы не от талибов хотим мира. Война в Афганистане, это не этническая и не гражданская война, это война других держав на нашей земле. Мы хотим мира от тех, кто развязал войну в Афганистане и до сих пор поддерживает её. Мы хотим большего, чем «Талибан». Ключ к миру находится в других руках. В установлении мира в Афганистане важную роль играют страны региона и великие державы.

- На ваш взгляд, Ахмадшах Масуд, Бурханиддин Раббани и наконец генерал Абдуразик являются жертвами войны или мира?

- Устад Раббани погиб в борьбе за мир в Афганистане. Он погиб в борьбе за правое дело будучи председателем Совета мира. Помню, как-то раз мы с ним встречались. Он сказал: «Мне говорят, что если вы станете председателем Высшего Совета мира, то потеряете уважение. Я ответил, что если я погибну в борьбе за мир, то это будет для меня самой большой честью». Масъуд и Раббани погибли в борьбе за мир, и мы гордимся тем, что они внесли свой вклад в установление мира в Таджикистане, и таджики это ценят. Последние события происходящие в Афганистане имеют террористический характер. Генерала Абдуразика убили не внутренние силы. К сожалению, таких событий, которые способствуют развитию войны, очень много. Их последователи, из-за того, что убивают их лидеров, снова ввязываются в войну, тогда как для достижения мира нам нужно изменить свое мышление, и мы должны стремиться к миру, хотя бы из уважения к памяти погибших. 

- Пресс-секретарь министерства обороны Афганистана Ризаи заявил, что афганские противоборствующие силы не представляют никакой угрозы для северных соседей. То есть они не представляют угрозы Таджикистану, Узбекистану и России. Каково ваше мнение?

- Война это разрушающее явление. Никто не может гарантировать, того что террорист не перейдёт с одного дома в другой. Не мы, и не государство не можем контролировать террористов, и для террористов не существует границ. Следовательно, война в Афганистане представляет угрозу всему региону.

- Скоро должны состоятся выборы президента Афганистана. В прошлый раз они длились четыре месяца. Могут ли эти выборы повлиять на мирный процесс и являются ли они демократичными?

- Видите ли, одним из наших основных достижений за годы войны является основной закон Афганистана (Конституция Афганистана), который является одной из лучших Конституций в мире. Поэтому, у нас есть свобода слова, и в нашей стране сегодня активно действуют 76 политических партий и более 2000 СМИ. Что касается выборов, то в стране, где нет мира и безопасности, не могут проходить всеобщие полноценные выборы.

- А разве невозможно создать правительство без проведения выборов?

- Нет, мы опробовали различные системы и пришли к выводу, что очень важно проводить выборы, хотя это и требует много усилий.

- Из 76 политических партий в Афганистане, сколько партий имеют общенациональный характер?

- К сожалению, эти партии не всегда эффективны. Я думаю, достаточно иметь в стране 5 сильных партий.

Одил Нозир

Оригинал публикации: газета «Точикистон», 24 февраля 2019

Перевод: Dialog.TJ

А также читайте: