Sheraton 002

В начале октября таджикский парламент предоставил налоговые льготы открытой в сентябре в Душанбе гостинице «Шератон». Еще одна гостиница будет освобождена от налогов в следующем году. Насколько оправданы данные послабления?

 

Не так давно общественность была весьма взбудоражена налоговыми льготами, предоставленными новой 5-звездочной гостинице «Шератон», открытой 6 сентября 2014 года в присутствии президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Разумеется, привлек внимание сам факт предоставления налоговых льгот одной гостинице, и возник вопрос, насколько такое оправданно, тем более что есть другие отрасли экономики Таджикистана, которые также нуждаются в налоговых льготах.

Почему гостиница?

Поскольку решение уже принято парламентом и гостиница получила освобождение от выплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и налога для пользователей автомобильных дорог - на 8,8 млн сомони (такую сумму назвал заместитель министра финансов Аламхон Наими), то стоит объяснить причины такого решения.

Во-первых, налоговые льготы не есть что-то исключительное для Таджикистана. Как подчеркнул заместитель министра финансов, в 2013 году разные отрасли таджикской экономики получили налоговые льготы на сумму около 4 млрд сомони. Для сравнения: эта сумма составит 33% к бюджету Таджикистана на 2013 год (12,1 млрд сомони) и 36% к стоимости строительства Рогунской ГЭС. Так что нельзя сказать, что таджикская экономика не поддерживается предоставлением налоговых льгот.

Во-вторых, индийская компания CHL вложила в строительство этого отеля 275 млн сомони, или 75 млн долларов, что составляет 7,4% к сумме иностранных инвестиций, поступивших в Таджикистан в 2013 году (1,01 млрд долларов), или 21% к сумме прямых иностранных инвестиций за этот же год. То есть это достаточно крупные иностранные инвестиции, которые нельзя не приветствовать.

В-третьих, гостиничный бизнес имеет эффект мультипликатора в экономическом развитии страны и влияет сразу на несколько отраслей экономики: торговлю, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, сферу услуг, которые непосредственно связаны с функционированием гостиниц. Наконец, гостиницы благотворно влияют на занятость населения. На каждые десять туристов, проживающих в гостинице, требуется в среднем три сотрудника самой гостиницы и еще два человека, косвенно задействованных в обслуживании гостей.

Международный гостиничный бизнес сегодня представляет собой вертикально интегрированное предложение услуг, включающее в себя услуги гостиниц, услуги туроператоров, услуги авиакомпаний. Для оценки экономического влияния туризма на экономику принимающей страны используется коэффициент средних расходов туриста за визит. В странах с развитым туризмом такие средние расходы достигают 3000 долларов и выше. В Таджикистане этот показатель пока не столь высокий. Председатель Комитета по делам молодежи, спорта и туризма Таджикистана Ахтам Абдуллозода заявил, что в среднем иностранный турист, прибывающий в Таджикистан, тратит около 500 долларов. Так что туристическому бизнесу есть куда развиваться, и строительство новой гостиницы высокого класса этому ощутимо поможет.

Помимо этого, хорошие гостиницы влияют на развитие туризма и авиаперевозок, а также формируют своего рода лицо страны. Любой иностранный инвестор, прибывающий в страну «на разведку» или для ведения переговоров, первым делом оценивает экономическое развитие страны по состоянию гостиниц.

Хорошо когда много

Гостиницы имеют также политическое значение и играют важнейшую роль в проведении различных встреч, конференций и форумов, от которых в значительной степени зависит политическое положение той или иной страны. Это особенно важно для таких стран, как Таджикистан, который пока не способен опереться в своей внешней политике на сильную экономику и не имеет исторически обусловленных политических позиций в мире. Хороший пример в этом отношении представляет собой Казахстан, сделавший ставку на проведение международных конференций, съездов и форумов в Астане по весьма широкой тематике. Астана принимала саммит ОБСЕ в 2010 году, саммит Организации «Исламская конференция», представителей мировых религий, съезды сторонников всеобщего ядерного разоружения и т.д.

В проведении этих международных встреч огромную роль сыграли многочисленные гостиницы высокого класса, построенные в Астане за последние годы, в которых размещались высокопоставленные гости, делегации, представители средств массовой информации. Если не хватает гостиниц, то проведение международных встреч сталкивается с огромными трудностями.

В Таджикистане гостиница «Шератон» является уже третьей построенной за последние годы пятизвездочной гостиницей, ранее были «Хаятт Ридженси Душанбе» и «Душанбе-Серена». Это обстоятельство позволяет Министерству иностранных дел Таджикистана пойти по пути превращения Душанбе в место проведения международных форумов, съездов и конференций, что будет самым позитивным образом сказываться на политическом положении страны. Отсюда, конечно, следуют и экономические последствия: в такую страну иностранные инвесторы вкладывают свои деньги с большей охотой.

Так что поддержка гостиницы освобождением от налогов является позитивной мерой, способной оказать влияние на развитие экономики страны в самых разных ее отраслях.

Есть чему поучиться

Если затронуть вообще политику снижения налогов для бизнеса, то в мировой практике налоговые льготы применительно к гостиничному бизнесу встречаются довольно редко. Из примеров льгот именно для гостиниц можно назвать решение президента Украины Виктора Януковича, который в 2011 году освободил украинские гостиницы от налога на прибыль на 10 лет. Это решение Верховная Рада Украины отменила в августе 2014 года под предлогом «налоговой справедливости».

Редкость этой меры объясняется тем, что, как правило, поддержка гостиниц входит в перечень мер поддержки малых предприятий. В развитых странах малое предприятие может иметь штат персонала в 200-300 человек; например, в Сингапуре - 200 человек. С точки зрения сингапурского законодательства душанбинский «Шератон» относится к малым предприятиям, тогда как таджикские законы определяют предельную численность персонала малого предприятия в сфере гостиничного и туристического бизнеса в 50 человек. С этой точки зрения решение парламента о предоставлении налоговых льгот гостинице есть отражение несовершенства законодательства Таджикистана. Если ставить целью развитие бизнеса, то целесообразно рассмотреть опыт правового регулирования, налогообложения и т.п. в тех странах, в которых бизнес получил большое развитие. К ним, безусловно, относится Сингапур, чей опыт считается сейчас наиболее передовым в мире. Многие моменты этого иностранного опыта могли бы быть включены в законодательство РТ, что избавило бы парламент от принятия решений по каждому конкретному случаю.

Скажем, если бы таджикское законодательство было бы в вопросе поддержки бизнеса схожим с сингапурским, то «Шератон» получил бы освобождение от налогов на три года, как новое предприятие, получил бы доступ к льготным кредитам и имел бы содействие со стороны специального государственного агентства. Правда, малый туристический и гостиничный бизнес в Сингапуре подчиняется строгим и детально разработанным стандартам, которые и обеспечивают высокую привлекательность страны для туристов. Их в этом островном государстве прибывает за год больше, чем в стране живет населения.

Подобным образом дело обстоит и в других странах, в которых вводятся налоговые льготы для той или иной деятельности, для той или иной категории компаний. Выбирается экономический приоритет (развитие научно-технологического бизнеса, региональное развитие – Турция; привлечение инвесторов и предпринимателей из-за рубежа – Сингапур; улучшение занятости населения – Кипр, и так далее), и для достижения поставленной цели вырабатываются решения по налогам; компании, которые ведут деятельность в сфере выбранного экономического приоритета, получают те или иные льготы.

Таким образом, пример «Шератона» показывает, что политика поддержки и развития бизнеса в Таджикистане, включающая в том числе налоговые льготы, нуждается в дальнейшей разработке, в законодательных новшествах, в улучшении контроля и оценки достигнутых результатов. В этом контексте вряд ли стоит разворачивать «борьбу за справедливость» в виде лишения «Шератона» налоговых льгот, лучше подумать, как использовать этот инструмент в интересах всей экономики в целом.

Источник: Азия Плюс

А также читайте: