Uzbekistan 005

Смерть президента Узбекистана Ислама Каримова, скончавшегося 2 сентября от кровоизлияния в мозг, подняла вопрос о смене власти в стране. Граничащая с Афганистаном республика является важным звеном региональной стабильности.

До сих пор эта стабильность носила в Узбекистане отчетливо авторитарный характер.

События после ухода Каримова, по мнению некоторых экспертов, могут быть опасными для ситуации во всей Центральной Азии.

Русская служба Би-би-си обратилась к различным исследованиям, которые помогают лучше понять, что собой представляет современный Узбекистан, в чем его сходства и различия с Россией.

Счастье

Согласно мировому "индексу счастья", публикуемому ежегодно ООН, Узбекистан является самой "счастливой" страной в СНГ.

Рейтинг каждой страны составляется на основе мультипликации шести показателей: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, социальные льготы, уровень доверия в обществе (понимаемый как индекс восприятия коррупции), возможность для граждан самостоятельно принимать жизненно важные решения и объемы благотворительности в обществе.

Узбекистан с коэффициентом 5,987 оказался на 49 месте мирового рейтинга счастья, опередив не только партнеров по СНГ, но и Японию, Италию, Польшу и многие другие государства, значительно более развитые в социальном и экономическом смысле.

Равенство

С исследованием ООН коррелируют данные международного проекта World Values Survey. Результаты его шестого раунда, опубликованные в 2014 году, показали, что 89,32% жителей Узбекистана удовлетворены жизнью (в России тогда же - 60,14%).

Анализируя эти результаты, российские ученые из Лабораториии сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ предположили, что они отчасти объясняются относительно низким уровнем экономического неравенства в странах Центральной Азии.

"Бедные жители [Узбекистана и других центральноазиатских государств] сравнивают себя с такими же бедными соседями. В России высокий разрыв в доходах и доступность информации о жизни богатых людей ведет к тому, что даже при относительном объективном благополучии субъективные показатели оказываются низкими", - пришли к выводу ученые.

Бедность

Несмотря на то, что экономика Узбекистана, по оценке ЦРУ, устойчиво растет последние годы в среднем на 8% (в самой стране государственные СМИ называют это "узбекской моделью развития", базирующейся на "пяти принципах Ислама Каримова"), по уровню развития она сильно отстает от российской.

ВВП на душу населения в Узбекистане меньше российского более чем в 4 раза: 6,1 тыс. долларов.

Минимальная зарплата в промышленном секторе в 2013 году составляла 40 долларов, в то время как соответствующий показатель в России достигал 352 доллара.

Трудовая миграция

Узбекистан наряду с Таджикистаном и Молдавией является ключевым реципиентом денежных трансфертов, отправляемых из России трудовыми мигрантами. В 2011-2014 годах на республику приходилась почти треть всех полученных странами СНГ переводов, подсчитали в Высшей школе экономики.

При этом общий объем трансфертов, отправленных мигрантами из России на родину (речь не только о гражданах Узбекистана), в 2014 году составил 33 млрд долларов. Эта цифра резко снизилась с наступлением в России экономического кризиса и девальвацией рубля, причем больше всего сокращение сказалось на Узбекистане.

"В 2014 году объем отправленных в Узбекистан денежных переводов сократился более чем на 25%. Это больше, чем для других стран СНГ", - отмечали исследователи.

На начало этого года в России трудилось 1,8 млн трудовых мигрантов из Узбекистана (данные ФМС, позднее упраздненной).

Тоска по СССР

Из всех стран СНГ интеграции с бывшими "братскими республиками" больше всего хотели бы жители Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, пришли к выводу авторы исследования "Интеграционный барометр ЕАБР", проведенного весной 2012 года. В его рамках было опрошено более 13 тысяч человек в странах региона.

Глава исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин объяснял, что напрямую вопросы об интеграции респондентам не задавались, поскольку "внешнеполитический дискурс находится на периферии обыденного сознания, а колебания в настроениях в большей степени определяет текущий информационный фон".

Вместо этого участников опроса спрашивали, в какой стране они хотели бы отдохнуть, учиться, работать и так далее. Большинство респондентов называли в качестве такой страны Россию.

В целом по СНГ, однако, тенденции автономизации, согласно выводам экспертов, оказались более сильными, чем желание интеграции. Это противоречило явному стремлению элит к усилению экономического взаимодействия.

"В 90-е годы постсоветское население желало интеграции, а элитам нужно было, в первую очередь, самоутверждение. Теперь элиты осознают необходимость интеграции, но у населения по этому поводу никакой эйфории, более того, оно испытывает некоторое опасение по поводу перспектив экономического объединения", - указывал Игорь Задорин.

Низкое качество управления

Группа ученых из Национального бюро экономических исследований США опубликовала в 2011 году работу, в которой проанализировала качество бизнес-менеджмента в странах с экономикой переходного периода, в том числе Узбекистане.

Опираясь на совместный опрос ЕБРР и Всемирного банка, проведенный в 2008-2009 годах и охвативший 1874 менеджера в десяти странах, исследователи пришли к выводу, что Узбекистан наряду с Казахстаном имеет наиболее низкий уровень качества управления в бизнес-среде.

"Фирмы этих стран оказались хуже, чем фирмы в развивающихся странах наподобие Бразилии, Китая и Индии. <…> Говоря в общем, кажется, что десятилетия центрального планирования оставили компании [данных стран] в ситуации, когда у них отсутствует представление о том, в каком направлении развиваться, сколько инвестиций им требуется, когда у них плохой финансовый менеджмент", - говорится в работе.

Сексуальная контрреволюция

Узбекистан и Армения оказались в числе стран постсоветского пространства, где уровень либерализации семейных норм находится на самом низком уровне, пришли к выводу ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований.

Под либерализацией семейных норм в данном случае понималось оправдание абортов, разводов и секса до брака. Эксперты изучали материалы шестой волны международного исследовательского проекта World Values Survey 2014 года.

Кумулятивный индекс оправдания абортов, разводов и добрачного секса составил в Узбекистане 17, в России - 49. По мнению ученых, на этот индекс воздействуют два главных фактора: характер экономики (страны с низкой степенью либерализации семейных норм являются преимущественно аграрными) и степень религиозности населения. В Узбекистане индекс религиозности составил 67, в то время как в России - 47.

Исследователи выяснили, что семейные ценности женщин в аграрных странах связаны с финансовым положением семьи. Если семья богатая и женщине не нужно быть одним из кормильцев, ее взгляд на семейные нормы более консервативен. Если женщине приходится работать, то она более либеральна в своих установках.

Источник: "Русская служба BBC"

А также читайте: