Рахмон боится, что внешние игроки решили найти ему замену
04.07.2013 22:38
Осенью этого года в Таджикистане состоятся президентские выборы. Их точная дата пока неизвестна, так же как и имена кандидатов. Самый очевидный из них – действующий президент Эмомали Рахмон – пока не заявлял о желании переизбраться на очередной семилетний срок, хотя ни у кого нет сомнений, что именно он станет кандидатом от правящей партии.
А пока в республике продолжается длящаяся уже около года кампания, направленная против критиков властей Таджикистана, для устранения любых препятствий, способных помешать нынешнему президенту переизбраться. Но, думаю, что это беспокойство за своё долгосрочное выживание у Рахмона и его окружения более связано со страхом, что внешние игроки, такие, например, как Россия, разочарованы лидером РТ и начинают, якобы, подумывать о какой-то замене.
Впрочем, насколько я знаю, и со стороны Запада в Душанбе не исключают неких «сюрпризов» под будущие выборы. В частности фигура экс-министра промышленности РТ Зайда Саидова, арестованного 19 мая, спустя месяц после объявления о создании партии "Новый Таджикистан", смотрится именно как «прозападная» гораздо значительнее, чем как «пророссийская». И этому есть много подтверждений, известных и в Душанбе и в Бишкеке и в Алма-Ате.
Через шесть дней после ареста Саидова оппозиционные политики, правозащитники и медиа-активисты создали группу "Коалиция за демократию и гражданское общество", которая, в свою очередь, создала комитет в поддержку Саидова. В состав «Коалиции» вошли представители политических партий (включая Социал-демократическую партию – СДПТ и Партию исламского возрождения – ПИВТ), инициативные группы по созданию партий «Новый Таджикистан» и «Вахдат», журналисты и общественные активисты. Участникам «Коалиции» сразу же стали угрожать, таскать на «беседы» в ГКНБ и т.д.
Представители других оппозиционных партий уже не первый месяц твердят о том, что власть упорно вытесняет их на обочину политического процесса. И больше всего достается «исламистам» - именно они имеют и растущее влияние в обществе, и свой альтернативный «семейно-рахмоновскому» проект переустройства экономики и общественной жизни Таджикистана.
Председатель ПИВТ, Мухиддин Кабири, ещё в октябре 2012 года отметил в ходе лекции, прочитанной в американском университетеДжорджа Вашингтона, что давление на членов его партии неуклонно растёт. Он также повторил эту мысль на апрельской встрече с послом США в РТ, Сюзан Элиот, а в доказательство рассказал о факте недавнего нападения на зампредседателя ПИВТ Махмадали Хаита. Вполне возможно, что именно в связи с продолжающимся много месяцев давлением Кабири пока также не выдвигается в качестве кандидата на пост президента.
Арест Саидова последовал за официальными мерами против Умарали Кувватова, который был вынужден уехать в Россию после того, как его бизнес был захвачен родней президента. В прошлом году Кувватов создал "Группу 24", которая публично заявляла о коррупции в правительстве. В декабре 2012 г. по требованию таджикских властей его задержали в г. Дубай по обвинению в противозаконном бизнесе.
В отличие от Саидова, Кувватов говорил о своей заинтересованности в участии в президентских выборах в этом году. Его поддержала группа оппонентов правительства за рубежом, и он искал поддержку среди многих таджикских избирателей, работающих в России. Кувватов неоднократно заявлял, что работал с людьми, близкими к окружению президента, и угрожал опубликовать компрометирующую информацию.
Правительство РТ также пыталось добиться экстрадиции некогда влиятельного Абдумалика Абдуллоджанова, который в 1992-1993 годах был премьером. Попытка провалилась, поскольку Украина, куда он прибыл из США, решила отпустить его.
Власти боялись не того, что Абдуллоджанов вернется в Таджикистан, а того, что он может оказать поддержку такому кандидату, как Кувватов или Саидов.
И самое главное, они боятся, что внешние силы, а именно Москва и/или Запад, начали подыскивать кандидата на замену «неэффективному Рахмону».
Ни Абдуллоджанов, ни Кувватов, ни Саидов сегодня сами по себе не являются крупными политическим лидерами и не располагают большой поддержкой внутри страны. В то же время, существует мнение, что за их спиной стоят серьёзные внешние игроки, располагающие как финансовыми, так и организационными возможностями.
Андрей Грозин, заведующий Отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ
Источник: ИА REX
А также читайте:
Бордюжа покинет пост генсека ОДКБ в 2017 году
В 2017 году в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) появится новый генеральный секретарь. Нынешний генсек организации Николай...Индийская компания построит три ГЭС для Таджикистана
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон 17 декабря обсудил с руководством индийской компании Khoday Group of Industries реализацию инвестиционного проекта по...Лучшие столичные школьники получат стипендии Председателя города Душанбе
Исполнительный орган государственной власти города Душанбе объявляет повторный конкурс среди школьников на получение стипендий Председателя города...В Душанбе состоялась презентация представительства авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» в Таджикистане
В Душанбе состоялась презентация открывшегося официального представительства авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» в Таджикистане. В мероприятие участвовали...Cилы ОДКБ готовы к любым сложным операциям, в том числе за пределами территории стран-участниц, включая Украину, - Бордюжа
Миротворческие силы ОДКБ готовы к любым сложным операциям, в том числе за пределами территории стран-участниц, включая Украину, но принятие решения об их...