Шафик Киём: “Не представляю свою жизнь без музыки”

Что твориться в таджикском современном шоу-бизнесе? Почему на данный момент ничего нового и интересного не происходит, все как будто стоит на месте? В чем причина застоя таджикского шоу-бизнеса? Кто может исправить ситуацию? Об этом и многом другом мы поговорили с основателем компании по организации концертов как зарубежных, так и отечественных звезд в Таджикистане “QiamEntertainment” Шафиком Киёмом. Беседа получилась весьма интересной…

- В каком состоянии в данный момент находится таджикский шоу-бизнес?
- Пару лет назад таджикский шоу-бизнес действительно развивался. Приезжали иностранные исполнители мировой величины, наши певцы выступали на зарубежных сценах и обменивались опытом и впечатлениями, заряжались новым позитивным зарядом. Но в последнее время всё опять катится вниз. Нет новостей, нет событий, все стоит на месте, а если мы стоим, это означает, что мы движемся назад, а не вперед.
Вообще шоу-бизнес означает заработок денег на шоу. Нельзя, чтобы певец, выступая на свадьбах, зарабатывал себе на жизнь. Профессиональный исполнитель зарабатывает на концертах, кино, ТВ, радио…. Все это вместе в итоге составляет шоу-бизнес.
Когда я пару лет назад пришел в таджикский шоу-бизнес ситуация была плачевная. Многие певцы платили взятки, чтобы просто выступить на том или ином концерте. Так делали многие на сегодняшний день знаменитые исполнители, которых я не буду называть из солидарности. Я пришел в таджикский шоубиз в 2008 году. Когда я начинал работать с таджикскими артистами, я поставил цель, искоренить это явление. Артист не должен платить за свое же выступление. Тогда приглашая их на концерт, я говорил, что они будут выступать бесплатно, то есть платить организаторам не нужно. Пригласив в Таджикистан Фарходи Дарё я пригласил на его концерт Садриддина Наджмиддина, Шабнами Сурайё и Джонибека Муродова. Когда я говорил, что привезу Фарходи Дарё никто мне не верил. Когда концерт состоялся, многие изменили свое отношение к нам. Потом мы подружились с Садриддином Наджмиддином. После этого стало модно давать концерты, а существовавший конкурс «Суруди сол» многих не устраивал.
Затем мы пригласили Муина, Афшина, Бенямина, Вали и Севинч. То есть, культурные программы следовали одна за другой, и люди хорошо принимали это. Постепенно ситуация поменялась в лучшую сторону.
Наш народ очень гостеприимный, и год за годом Душанбе становился краше, природа прекрасная и гости, приехавшие к нам, уезжают с хорошими впечатлениями.
Так как я напрямую связывался со многими персоязычными исполнителями, я уговаривал их снизить свой гонорар, чтобы я мог пригласить их в Таджикистан. Ситуация до 2010-2011 года была нормальной, но потом я направил свой бизнес в другую сторону.

- Причина вашего поступка была в малом доходе от шоу-бизнеса?
- Нет, для человека, который занимается только одним бизнесом и все его внимание сосредоточено на нем, шоу-бизнес может приносить прибыль и немалую. Но так как помимо этого у меня были другие дела, и я был занят, я не мог полностью посвятить свое время шоу-бизнесу.
Для меня шоу-бизнес – это хобби и любимое занятие. Без музыки моя жизнь пуста и никчемна. Я живу и дышу музыкой.
По моим наблюдениям, в последнее время ситуация опять ухудшается. На концерты приглашают двух-трех состоявшихся исполнителей, а всех остальных просят платить за выступление. Организаторы кидают исполнителей, исполнители жалуются на организаторов и т.д.
Но и здесь мы не можем обвинить полностью одну сторону, а другую сторону оправдать. Эта система испорчена до самой глубины и если мы хотим изменить ситуацию в лучшую сторону, то должны сделать это сообща. В Таджикистане я занимаюсь предпринимательством и тут у меня много дел, в Лондоне моя работа налажена, мои ребята работают, занимаются организацией концертов.
К тому же у меня есть сюрприз для таджикских зрителей, о котором вы услышите в скором времени. Несмотря на то, что я отошел на неопределенное время от таджикского шоу-бизнеса, все равно я болею за него всей душой.

- Так почему же вы взяли такой тайм-аут?
- Потому что я хочу сделать что-то совершенно новое для таджикских зрителей, а чтобы сделать хорошую и качественную программу нужно время.

- Как думаете, почему сейчас шоу-бизнес стоит на месте и не движется вперед?
- Шоу-бизнес может развиваться тогда, когда будут происходить новые события. Когда мы были в таджикском шоу-бизнесе, мы приглашали к нам многих звезд, устраивали концерты наших звезд за рубежом. Каждый из них открывал для себя что-то новое и развивался. Я слышу как многие жалуются на высокие цены на билеты. Если сегодня повысились цены на билеты, то значит и финансовые возможности населения тоже изменились в лучшую сторону.
Раньше если мы за один билет брали 100 сомони, люди обижались и мало покупали билеты. Сейчас же стоимость одного билета на нашего исполнителя доходит до 400 сомони. Это означает, что все правильно. Нужен только хороший организатор.
Вообще приобрести славу и стать знаменитым очень легко. Тебя пару раз покажут по ТВ, по радио прокрутят рекламный ролик, напишут в газете и все, тебя знает вся страна. Но чтобы удержать эту славу, завоевать любовь и уважение народа нужно очень хорошо постараться. Нужно до такой степени завоевать любовь людей, чтобы они были готовы заплатить деньги за твой билет и придти на твой концерт. Я буквально на этой неделе вернулся из заграницы с братом. Он, как и я, болеющий душою за таджикский шоу-бизнес, уговорил меня опять взяться за любимое дело, и я согласился.

- Вы сказали, что в 2008 году состояние таджикского шоу-бизнеса было плачевным. Можете подробнее рассказать об этом?
- Когда я взялся за это дело ваши артисты даже не знали, что такое фотосессия. Я сказал многим из них, что если они хотят, чтобы зрители приходили на их концерты, они должны хорошо следить за своей внешностью, при помощи профессионалов пользовались качественной косметикой и сделали свой внешний вид “ходовым товаром”.
До нашего прихода в Таджикистане не было качественной рекламы и предконцертной агитации по радио и телевидению. Почти все артисты избегали журналистов и не отвечали на их вопросы. Когда им звонили журналисты, они отключали телефоны или отвечали, что им некогда беседовать. Я объяснял им, что так нельзя, так как звездами их делают именно представители СМИ.
Как-то раз я был приглашен на одно мероприятие, когда я пришел то увидел, как некоторые сидевшие звезды горячо спорили. Когда я подошел к ним один весьма известный и талантливый исполнитель сказал мне:
- Шафик, я часто лицемерю и говорю комплименты людям просто, чтобы они исполняли мои просьбы, чтобы моя работа не стояла на месте. Но одно я скажу от души, ты был единственным человеком, который совершил революцию в таджикском шоу-бизнесе. После твоего прихода мы поняли, что такое звезда, мы осознали свою значимость, узнали себя. До 2008 года многие исполнители пели в ресторанах, чтобы заработать хоть какие-то деньги, хотя они были весьма талантливыми певцами и стоили намного больше.
Тогда не было интервью со звездами за день до его концерта, где он обещал в концерте какие-то особенности. То есть, те обещания, которые артист давал до концерта, он должен был исполнить, иначе доверие людей к нему пропало бы.
Во-вторых, концерт это не правительственное совещание, на котором все должны сидеть смирно и тихо, он должен пройти ярко и интересно. В концерте между певцом и залом должна существовать связь, певец должен суметь сделать так, чтобы внимание всего зала было приковано к нему. Я могу удачно вывести любого певца на сцену, могу заполнить для него зал, могу все это организовать качественно, но я не могу заставить зрителя аплодировать ему. То есть, до выхода певца на сцену – это все в моих руках, но после выхода на сцену все зависит от самого исполнителя. Он должен завоевать любовь или хотя бы симпатию зрителей. Я же займу место в зале и буду смотреть как он развлекает народ, который я привел на его концерт. В шоу-бизнесе есть еще много секретов и правил, о которых я не могу рассказать. Мы иногда на концертах говорим о секретном исполнителе, но очень часто бывает, что наше секретное лицо очень слабый как исполнитель. Люди пару раз доверившись нам, приходят на концерт, и когда видят такую лажу постепенно теряют к нам доверие. В таких случаях теряется доверие и к организаторам, и к исполнителю, радио и телевидению, которые рекламировали эту программу.

- Как вы выбираете звезду, чтобы пригласить к нам?
- Со многими звездами, которые приезжали в Таджикистан, у меня дружеские отношения и на концертах многих из них я участвовал лично. Я сначала присматриваюсь, как певец ведет себя на сцене, как умеет развлечь зал. Когда люди идут на концерт, они должны отдохнуть от всего, снять стресс и отвлечься от реального мира, окунуться в мир музыки.
Я приглашаю только тех певцов, которых любит таджикский народ. Но очень многое зависит от самих исполнителей. Они каждый раз должны быть разнообразны и выступать с новой программой. Если я привезу Гугуш и она 4 дня подряд будет выступать с одной и той же программой, то она всем надоест, хотя, это Гугуш. Чтобы зрители не устали от нее, она должна каждый раз выступать с новой программой.

- Как думаете, Шафик, имеет ли смысл заниматься шоу-бизнесом в Таджикистане?
- Я еще раз повторюсь, что для меня это было больше хобби, а не бизнес, потому что даже если и можно заработать на нем, то очень мало. Почему?
Например, прошел один концерт, выгоду от него получают многие: хозяева «Кохи Борбад», танцовщицы, певцы, музыканты, радио, ТВ, изготовители баннера. Вот об этом надо думать, а не о том, чтобы повышать аренду в «Кохи Борбад» все выше и выше.

- Я слышала, что аренду зала снова повысили…
- Да и если это не просто слухи, то устраивать концерты там просто нереально. Я думаю, выгоднее было бы уменьшить сумму аренды и иметь постоянных клиентов, чем одного в месяц. Я как бизнесмен недоволен расценками в «Кохи Борбад», так как с такими расценками невозможно будет организовать какой-то концерт. Даже в Лондоне подобный зал с такими же условиями не стоит так дорого, как в Таджикистане, хотя Лондон – это вообще другой мир. Там один микрофон чего стоит. Помню, я организовал концерт Садриддина в Лондоне и когда он вышел в зал с 4 тыс. зрителей, он только взял микрофон в руки и произнес “А”, весь зал взорвался от одного его голоса.
Тогда Садриддин восхитился качеством аппаратуры, и концерт прошел на ура. Когда я приглашаю персоязычных звезд к нам, они только три дня проводят в «Борбаде» и только две-три первые песни исполняют вживую (потому что у нас нет условий для живого исполнения), а дальше включают фонограмму. Потому что по-другому просто нельзя.

- Когда же ждать ваш сюрприз?
- Очень скоро. Вы сами услышите. Надеюсь вам понравится.


Источник: Дайджест Пресс

А также читайте: