“Понаехали”: как беженцы вносят раскол в европейское общество
22.01.2023 16:38
Проблема беженцев в современном мире является весьма актуальной и острой, а со временем появляются все новые и новые импульсы, обостряющие ее. Это рост бедности и безработицы, масштабный рост численности населения, политическая нестабильность и, самое основное, военные конфликты. Случившееся в феврале 2022 года обострение российско-украинского конфликта спровоцировало новую волну беженцев в страны Европы.
Почему бегут в Европу?
На самом деле, не только туда. В первую очередь мигранты бегут в приграничные к зонам конфликта государства, например на территории Турции, Ливана и других стран во время кризиса были обустроены специальные лагеря для беженцев. Но отсутствие финансирования со стороны властей, работы и социальной поддержки стало фактором, побудившим людей перебираться в более благополучные страны еврозоны.
Европейские страны принимают беженцев уже не одно десятилетие, и, имея в этом большой опыт, они способны наиболее эффективно справиться с потоком мигрантов. К тому же одним из своих главных достижений Европа считает мультикультурализм, а гостеприимство по отношению к мусульманам, кем является большая часть беженцев, это подтверждает.
В Европе один из самых высоких уровней жизни в мире, а государственные блага распространяются и на приезжих: тут высокие социальные пособия, достаточно низкий уровень ксенофобии, а также большие сообщества мигрантов, благодаря которым можно быстро социализироваться в чужой стране.
Правовые нормы
После начала СВО на Украине Евросоюз ввел для украинских мигрантов специальный статус – статус временной защиты. Чем он отличается от статуса беженца? Статус временной защиты предусматривает упрощенную процедуру пересечения границы и пребывания и гарантирует ряд прав: вид на жительство, доступ к работе, образованию, медицинскому обслуживанию и социальным гарантиям, обеспечение жильем, возможность вернуться в страну гражданства в любой момент и путешествовать в другие страны Шенгенской зоны. Лица, находящиеся под временной защитой, могут в любое время подать заявление на получение статуса беженца.
Статус беженца предоставляется только после специальных процедур с обоснованием причин беженства (вооруженный конфликт в родной стране или преследование по расовой, религиозной, национальной или иной принадлежности). Решение о наделении лица статусом беженца принимается около полугода, и во время ожидания человеку запрещено пересекать границы страны, где была подана заявка, и у него в этот период не будет права трудоустроиться, а также будут изъяты документы, удостоверяющие личность.
Кроме того, временную защиту можно получить в любой стране Евросоюза, в то время как статус беженца – лишь в той стране Евросоюза, чью границу человек пересек в первую очередь. Такое правило установлено Дублинской конвенцией 1990 года – первая страна ЕС, которую посетил беженец признается ответственным государством и именно там он должен подать прошение об убежище, а если он покидает эту страну, то его на законных основаниях могут выслать обратно.
Но некоторые эксперты утверждают, что главной проблемой миграционного кризиса, случившегося в 2015 году, стал не столько наплыв беженцев, сколько нерациональное распределение их между странами Евросоюза и отсутствие солидарности в вопросах миграционной политики.
Кризис 2015 года
В 2014-2015 годах Европа пережила настоящий миграционный взрыв, наиболее серьезный за последние десятилетия. Волна нелегальных мигрантов из Африки и Ближнего Востока буквально захлестнула европейские страны – основной поток шел из Сирии, Афганистана, Ирака и Ливии, около четверти беженцев прибыли из африканских стран.
Причинами миграционного наплыва стали последствия «арабской весны» в 2010 году – внутриполитическая дестабилизация в странах Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока, войны в Сирии и Ливии, активизация запрещенных террористических группировок «Исламское государство» и «Талибан», а также ухудшение социально-экономической ситуации в странах Африки.
Сильнее всего тогда «досталось» Германии – канцлер ФРГ Ангела Меркель открыла въезд в страну для всех беженцев (нарушив Дублинскую конвенцию), и за 2015 год в Германии было зарегистрировано более 442 тыс. беженцев из стран Ближнего Востока. Всего на убежища в странах Евросоюза было подано около 1,2 млн. заявок, при этом неизвестно, сколько еще человек остались на нелегальном положении в Европе. Огромная часть беженцев для попадания в Европу выбрала путь по водам Средиземноморья, что являлось смертельно опасным: неприспособленные лодки тонули во время шторма, пассажиры умирали от жары и обезвоживания. Европейцам пришлось запустить военно-морскую операцию «София» по патрулированию Средиземноморья, благодаря чему было спасено около 25 тыс. мигрантов.
Сначала решать проблему наплыва беженцев европейцы начали довольно слаженно и договорились о размещении в каждой стране по 40 тыс. беженцев. Однако мигранты продолжали активно прибывать и далее страны не смогли договориться, сколько еще беженцев должна принять каждая из них: так как распределяли одинаковое количество беженцев в каждую страну, а население в них различалось, то и доля мигрантов по отношению к коренному населению была значительно разной. От некоторых стран начали поступать предложения закрыть въезд в страны Евросоюза для мигрантов.
Как ни странно, но успешное разрешение ситуации продемонстрировала именно Германия, принявшая наибольшее число беженцев. По данным издания The Guardian, с 2015 по 2020 год более 10 тыс. прибывших мигрантов освоили немецкий язык, трудоустроились или поступили на учебу и начали платить налоги, став частью экономики страны.
Угроза от беженцев и оградительная политика
Но, нельзя сказать, что интеграция беженцев в европейское общество прошла гладко, в том числе и в Германии. За наплывом мигрантов последовал и значительный рост преступности – в начале января 2016 года жители Германии, Швейцарии, Австрии столкнулись с многочисленными случаями ограблений, сексуальных домогательств и изнасилований, совершенных выходцами из стран Северной Африки. Но самые трагичные события произошли в 2016 году, когда мигранты из Сирии, Афганистана, Ирака, входящие в радикальные исламистские группировки, совершили несколько терактов в городах Германии. Европол приводит данные, согласно которым в 2015-2020 годах выходцы из стран Ближнего Востока и Африки совершили в европейских странах 118 терактов.
Такие последствия заставили власти европейских стран относиться к беженцам менее гостеприимно. В 2016 году премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что Венгрии, в том числе ее экономике, не нужны мигранты, а «кому нужны – можете взять их себе». А глава МВД Италии Маттео Сальвини сказал, что «открывать двери тысячам потенциальных террористов категорически недопустимо». Во Франции, где ранее придерживались принципов невмешательства в религиозную жизнь граждан, стали жестко контролировать мусульманские общины.
Да и в целом, европейское общество стало воспринимать беженцев не как лиц, нуждающихся в помощи, а как угрозу. Вместе с ростом преступлений на религиозной почве начала распространяться ксенофобия и агрессия в отношении приезжих – например, в Великобритании к 2019 году число преступлений, совершенных на почве расовой ненависти, выросло на 10%.
Одной из мер противостояния кризису стало ужесточение миграционных норм почти во всех европейских странах – сроки пребывания лиц, ожидающих статуса беженцев, сократили, размеры пособий снизили, инструменты выдворения нелегальных иммигрантов ужесточили. Некоторые страны сократили квоты на предоставление убежища. Также в 2019 году была прекращена программа «София» по морскому патрулированию.
В 2016 году Евросоюз заключил соглашение с Турцией, где скапливался основной поток беженцев в Европу по сухопутному маршруту. Договоренность предусматривает обмен: нелегальные мигранты из Европы будут возвращены в Турцию, которая потом вернет их на родину, а легальные сирийские беженцы, находящиеся в Турции, будут переселены в Евросоюз. Соглашение также предполагает, что за такое посредничество между Европой и Ближним Востоком Турция получит 6 млрд. евро и активизацию переговоров о вступлении в Евросоюз.
Курдская проблема
В 2021 году миграционный кризис случился между Беларусью и ее западными соседями. В росте нелегальных мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки европейские страны обвиняли Минск, который, по их мнению, после введения Западом антибелорусских санкций решил организовать гибридную войну, используя мигрантов в качестве политического оружия, в частности, за счет того, что значительно расширил список стран, граждане которых могут въезжать в Беларусь без виз.
В ноябре 2021 года на польско-белорусской границе скопилось более 2 тыс. беженцев, остановленных польскими силовиками и ожидающих гуманитарного коридора в страны Евросоюза. Группа мигрантов состояла в основном из курдов – народа, не имеющего собственного государства, несмотря на свою многочисленность (более 30 млн.), и расселенного преимущественно на юго-востоке Турции, севере Сирии, северо-востоке Ирака и северо-западе Ирана.
Сложная история складывается у турецких курдов, поскольку современная Турция является непримиримым противником курдской автономии, и курды в Турции, которых насчитывается около 15 млн. человек, считаются не отдельным народом, а частью турецкого. Главная организация курдов – Рабочая партия Курдистана (РПК) признана в Турции и нескольких десятках стран террористической, поскольку с 1984 года ведет партизанские операции против турецкой армии. Турецкие вооруженные силы ведут военный конфликт с представителями РПК и на территории Сирии и Ирака.
Как ни странно, но камнем преткновения курды недавно стали и для Швеции и Финляндии. Дело в том, что курды пользуются полной поддержкой в скандинавских странах, а когда Швеция и Финляндия весной 2022 года подали заявку на вступление в НАТО, президент Турции Эрдоган заявил, что Анкара как член альянса не может поддержать это, поскольку эти страны являются «домом для террористических организаций».
Тогда перед властями Швеции и Финляндии встала серьезная морально-политическая дилемма: с одной стороны – стремление вступить в НАТО, с другой – соблюдение собственных законов и принципов, где, вероятно, победило первое. Швеция и Финляндия пошли навстречу Турции и подписали с ней трехсторонний меморандум, предусматривающий «полную поддержку против угроз национальной безопасности Турции», что, в частности, предполагает отказ от поддержки курдских организаций и возможность экстрадиции запрашиваемых Турцией людей. Многие эксперты считали, что Эрдоган вряд ли может рассчитывать на выдачу ему людей по запросу, однако уже в декабре Швеция экстрадировала первого курдского активиста Махмута Тата, считающегося членом РПК.
Кризис 2022 года
2022 год стал годом очередного миграционного кризиса для Европы. После начала российской специальной военной операции 24 февраля 2022 года Украину покинули более 16 млн. человек, но 8,3 млн. человек уже вернулись обратно. Согласно данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, среди европейских стран лидерами по приему украинских беженцев являются Польша (1,5 млн. человек) и Германия (более 1 млн. человек).
И, если поначалу Евросоюз придерживался политики открытых дверей по отношению к украинским беженцам и демонстрировал героическую поддержку бегущим от вооруженного конфликта, то в нынешнее время теплый прием сменился усталостью, поскольку размещать такое число мигрантов становится все сложнее. Согласно опросу, проведенному одним из немецких телеканалов, 53% жителей Германии обеспокоены тем, что в страну приезжает слишком много людей. Беспокойство, в том числе, вызывает финансовая нагрузка, связанная с беженцами, в то время как в европейских странах наблюдается ухудшение экономической ситуации, рост инфляции.
По словам сооснователя Украинского дома в Варшаве Мирославы Керик, польское общество активно поддерживает Украину, однако некоторые проблемы в отношении к украинским беженцам у поляков все-таки существуют. Они, по мнению Керик, вызваны социальными факторами, например, тем, что большое количество беженцев создает дополнительную нагрузку на службы, в частности медицинскую. Или, к примеру, польские учителя слишком снисходительно относятся к украинским школьникам-беженцам, что вызывает у польских детей ощущение несправедливости.
Основная проблема, по мнению многих европейских дипломатов, заключается в том, что прибывшие, как правило, направляются в крупные города, увеличивая и без того большую нагрузку на местные власти, поэтому требуется равномерно распределять их по всей Европе.
При этом важно понимать, что к миграционному кризису в Европе причастны не только беженцы с Украины – число просителей убежища в странах Евросоюза в 2022 году выросло на 50% по сравнению с предыдущим годом, и украинцы в эту статистику не входят, поскольку сразу получают статус временной защиты. Ослабление карантинных мер, продовольственный кризис, рост экономических сложностей в мире, обострение климатической ситуации и военные действия спровоцировали самый высокий с 2015-2016 годов приток мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока. Большая часть из них по прежнему прибывает из Сирии, а в 2021 году усилился наплыв афганских беженцев, связанный с приходом к власти «Талибана» (признанной ООН террористической организации) и последовавшей за этим гуманитарной катастрофой.
Сегодня европейские страны всеми силами стремятся, чтобы ситуация 2015 года не повторилась. Если тогда ее удалось относительно безболезненно разрешить, то на нынешний кризис накладываются экономические и энергетические проблемы в Европе, огромный приток украинских беженцев. Таким образом назрела необходимость применения ограничительных мер - это ужесточение погранконтроля на границе, изменение визовых правил, уменьшение социальных пособий и жесткая фильтрация на тех, кто спасается от угроз в родной стране, и тех, кто ищет экономическую выгоду в «щедрой» Европе.
Проблема беженцев, несомненно, является одной из самых острых в современной Европе и во всем мире, а решать вопрос необходимо как в экономической, так и политической плоскости. То есть важно направлять большую часть усилий на первоисточник проблемы – прекращение войн на Ближнем Востоке и улучшение уровня жизни населения африканских стран. Но самое главное для Европы – выработать четкую и единую политику в вопросах беженцев.
Матлубаи КОДИРЗОД
DIalog.TJ
А также читайте:
Таджикские власти поблагодарили Узбекистан за гумпомощь во время стихийных бедствий
В Посольство Узбекистана в Душанбе поступило письмо председателя Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при правительстве...В Афганистане впервые женщина возглавила центральную избирательную комиссию страны
Хаво Олам Нуристони 5 марта была избрана на должность Председателя Независимой избирательной комиссии Афганистана.Цены скачут: в Таджикистане подорожала мука
Цена на муку в Таджикистане вновь поползла вверх. Сейчас на рынках Душанбе цена 1 мешка (50 кг) муки в зависимости от сорта составляет 160-180...Число жертв землетрясения в Индонезии превысило 40 человек
Число жертв землетрясения на индонезийском острове Сулавеси увеличилось до 42, сообщает телеканал Channel News Asia со ссылкой на Национальное управление по...Торговля Ирана с ШОС превысила 9,8 млрд. долларов
Согласно последним статистическим данным Таможенного управления Исламской Республики Иран, за первые четыре месяца текущего 1400 финансового года...