IMG 3717

Оказать давление на таджикские власти из-за недостатка в республике свободы вероисповедания – такую рекомендацию выдала правительству США созданная у них же Комиссия США по Международной религиозной свободе. Насколько это вообще правомерно и обоснованно?

Комиссия США по Международной религиозной свободе определяется как независимый правительственный консультативный орган США, который действует на основе Закона о Международной религиозной свободе и своей задачей ставит мониторинг религиозных свобод во всем мире и разработку политических рекомендаций для президента, госсекретаря и Конгресса США. В этом году был выпущен очередной доклад, согласно которому Таджикистан внесен в список из 17 стран, вызывающих особую озабоченность в вопросе религиозных свобод. По мнению авторов доклада, власти Таджикистана допускают систематические нарушения прав на свободу религии и убеждений и продолжают репрессии в отношении мусульманского большинства. «Положение со свободой вероисповедания в Таджикистане остается плачевным», - заключают американские эксперты.

IMG 3707

На чем же основаны такие выводы? Авторы доклада обозначили несколько фактов, которые их не устраивают. А именно это запрет детям до 18 лет посещать мечети, трудности с получением образования, возрастные ограничения на совершение хаджа, запрет на ношение бороды мужчинам и религиозной одежды женщинам, чтение проповедей, согласованных с властями. В США также считают неприемлемым тюремные заключения лиц, являющихся лидерами мусульманских меньшинств, преследование сторонников Партии исламского возрождения Таджикистана (признана в РТ экстремистской и террористической организацией), недопустим, по их мнению, и отказ в регистрации религиозной организации «Свидетели Иеговы» (во многих странах признана экстремистской за пропаганду религиозной розни и нетерпимости).  

IMG 3708

«Включение США нашей страны в список стран, вызывающих особую озабоченность за «систематические, продолжающиеся, вопиющие нарушения свободы вероисповедания» — ещё один пример, как Соединенные Штаты пытаются оказывать давление на руководство независимого суверенного государства, — считает Олим Ширинов, политический обозреватель, автор телеграм-канала о СВО. — При этом США пытаются вменять суверенному Таджикистану (вдумайтесь!) нарушение норм американского Закона о международных религиозных свободах 1998 года. Какое нам дело до их законов? И почему США решили, что их закон имеет верховенство над законами Республики Таджикистан?

Многие из перечисленных США «нарушений» больше походят на наговоры и наветы. Но даже, если принять во внимание, что определённые ограничения имеют место быть, Таджикистан — суверенное государство, и руководство нашей страны имеет полное право решать, как выстраивать свою внешнюю и, конечно же, внутреннюю политику, какие нормы морали и права приемлемы для их граждан, а какие нет».

IMG 3709

А насколько вообще оправдано существование подобных международных органов, могут ли нормы гражданских свобод и религии быть едиными для всего мира? Об этом мы поговорили с экспертом по Центральной Азии, главным редактором таджикского делового журнала «Иктисодчи» Фаридуном Усмоновым.

«На протяжении всей истории человечества каждое государство, каждое общество и каждая основная мировая религия развивались по-своему. В каждой стране есть своя элита ученых, в том числе в области философии и теологии, которые создают свои интеллектуальные труды об устройстве общества, опираясь на те изменения, которые произошли в ближайшем прошлом. С учетом этого, я считаю невозможным говорить о создании унифицированной глобальной системы демократии и создании единого гражданского общества во всех странах мира. Хотя такие попытки на протяжении последних 40 лет осуществляются, но реалии жизни показывают, что эти устремления являются утопией, и создать единые стандарты для всех стран мира нельзя. То, что может быть актуальным в Европе, может быть абсолютно неприменимым в африканских или азиатских странах, и наоборот – то, что является актуальным для стран Востока, может противоречить принципам и устоям общества в западных странах. Да и все общество в мире разделено на крупные основные религии, как христианство, ислам, буддизм, иудаизм – и даже внутри них есть различия в виде отдельных течений. История человечества показывает, что невозможно создать единый стандарт мышления в обществах, а в разнообразии есть красота и сила, и его необходимо сохранять.

IMG 3710

А что касается деятельности Комиссии, то США, прежде всего, необходимо начать с себя. Насколько у них в стране мусульмане чувствуют себя свободными? В США сегодня проживает 3,5 млн. мусульман и это почти 1% населения США. Несмотря на это, мусульмане себя как религиозное меньшинство считают ущемленными. Мы прекрасно помним исламофобию, которая охватила страны Евросоюза, и помним те ограничительные меры в различных странах Европы в отношении последователей ислама. И какая реакция была на это со стороны США? Периодически в Европе происходят такие акты типа выхода карикатур на пророков ислама или сжигание священной для мусульман книги Коран, и это все остается незамеченным со стороны западных стран. Поэтому если говорить о какой-то роли этой Комиссии, то ее задача – обеспечить институциональное прикрытие тех  «крестовых походов», которые ведут США в различных уголках мира».

Доклады USCIRFс критикой таджикских властей публикуются уже не первый год. Ранее его прокомментировал заместитель директора Института философии, политологии и права им. А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана, доктор философских наук Рустам Хайдаров. Он отметил, что Таджикистан сегодня является светским государством, где представители всех религиозных конфессий могут свободно исповедовать свою религию. Чаще всего в стране практикуется «бытовой ислам», т.е. люди соблюдают основные этические нормы религии, а обряды и ритуалы уже не несут обязательного характера.

IMG 3711

Рустам Хайдаров также подчеркнул, что обвинения Комиссии в том, что женщин в Таджикистане преследуют за ношение религиозной одежды, не являются обоснованными. «Рекомендуем сотрудникам посольств стран Запада в нашей стране, ознакомиться с религиозной литературой, посвященной ханафитскому мазхабу, и прогуляться по Душанбе, проехаться по регионам Таджикистана», - отметил эксперт. Он также добавил, что, выделяя религиозные проблемы в Таджикистане, авторы доклада не уделили внимание вопросу радикализации ислама, что и является главной религиозной проблемой в стране.   

Комитет по делам религии, упорядочения традиций, торжеств и обрядов при правительстве Таджикистана также прокомментировал мнение о том, что информацию, представленную в докладе, нельзя назвать достоверной, и реальной ситуации она не отражает. Кроме того, в нем нет никакой доказательной базы, и опирается он на данные информагентств, а не на подтвержденные источники и статистическую информацию.

IMG 3712

«Свобода вероисповедания – это такое же естественное право, как свобода слова, право на жизнь, право на доступ к здравоохранению и множество других свобод, гарантированных Конституцией нашей страны, - отмечает эксперт Фаридун Усмонов. - И те права, что закреплены законодательно, защищаться и поддерживаться должны также со стороны государства и всех государственных органов. В нашей стране вопросами регулирования деятельности религиозных организаций занимается напрямую Комитет по делам религии.

Большая часть населения Таджикистана исповедует ислам, и когда представители иностранных государств говорят о защите и свободе вероисповедания, то прежде всего имеется в виду защита прав религиозных меньшинств. Данное право свободы вероисповедания никогда в нашей стране не ограничивалось, и каждый может исповедовать ту религию, которая ему передалась родителями или которую он сам выбрал для себя близкой. Вместе с тем в Таджикистане выступают категорически против тех религиозных организаций и течений, которые выполняют функцию миссионерства и которые пагубно влияют на жизненные устои в нашей стране».

IMG 3715

Но самое интересное и возмутительное из того, что опубликовала Комиссия USCIRF – это рекомендации правительству США в решении обозначенной ими проблемы. Среди них - поставить «помощь США Таджикистану в области безопасности» в прямую зависимость от реформы закона о религии от 2009 года и улучшения условий для свободы религии. Также предлагается ввести точечные санкции против госорганов и должностных лиц, нарушающих религиозные свободы. Помимо этого, от властей республики требуется выпустить всех осужденных за религиозную деятельность.

И вот мы снова видим санкционное давление, что, очевидно, уже стало главным инструментом внешней политики США. Причем многие эксперты объясняют такую критику в адрес таджикских властей тем, что страна занимает неугодную Западу позицию, сохраняя дружественные отношения с Россией.  

«США сильно раздражает тесное сотрудничество Таджикистана и Российской Федерации, - отмечает политический обозреватель Олим Ширинов. — Они открыто пытаются оказывать давление на руководство нашей страны с целью разорвать эти связи. При этом их методология варьируется от «пряника» до угроз.

Политика американцев не меняется десятилетиями — разделяй и властвуй. США искали и будут искать тонкие места, заигрывать с оппозицией, разыгрывать религиозный вопрос, спонсировать ручные СМИ для создания нужного им информационного фона, посредством которого надеются изменить общественное мнение. Они это делали, делают и будут делать».

IMG 3716

Как отмечает эксперт Фаридун Усмонов, оказывать давление на другие страны через вопросы религии – не новая практика для США.

«То, что происходит в мире последние 10-15 лет, само по себе говорит о желании США перестроить баланс сил между религиями. Неслучайно арабская весна, начавшаяся в 2011 году охватила большое количество ближневосточных стран и повлияла на жизнь миллионов жителей арабских государств – и это преподносилось именно как «крестовый поход» со стороны США на мусульманский мир, о чем даже были заявления со стороны Джорджа Буша-младшего. И действительно, из-за созданной внутренней напряжённости и тех волн протестов, мусульманский мир был значительно ослаблен. 

А те события, которые происходят в Европе, т.е. ухудшение отношений России с западными странами, конфликт на Украине, говорят об уже другой религиозной войне. США фактически удалось создать раскол внутри православного христианства и это тоже можно считать крестовым походом против православия, хотя об этом и не объявляется. Но очевидно, что в результате конфликта православная церковь останется расколотой и значительно ослабленной, и потребуются десятилетия на то, чтобы восстановить былое единство внутри церкви».

США использует религию как один из своих многочисленных инструментов гибридной войны. Поэтому не удивительно, что в список стран, которые они относят к вызывающим озабоченность в вопросе религиозных свобод, входят те, политика которых противоречит их стремлению к гегемонии. При этом в такой список не вносят Украину, где громят православные храмы и устраивают гонения на священников, не вносят Израиль, где мусульмане-палестинцы подвергаются преследованиям. При этом такие попытки вмешиваться во внутренние дела других стран и учить их “как надо” выглядят совершенно нагло и необоснованно, в то время как в самих США все далеко не “как надо”. 

Матлубаи КОДИРЗОД

Dialog.TJ 

А также читайте: