Таджикистан: Исторические ценности страдают от недосмотра и запущенности
27.08.2015 12:42
Пройдя немного по извилистой тропе вверх по расположенному у крупной магистрали холму, гости города Истаравшан на севере Таджикистана выходят к внушительного размера современным кирпичным воротам, за которыми находятся развалины древней цитадели Муг-Тепе. Данная крепость является одним из главных объектов, подкрепляющих утверждения Таджикистана о славном историческом наследии, оставшемся со времен первой Персидской империи и более глубокой древности.
Но наследие это сейчас пребывает в плачевном состоянии.
Кирополис – так классические авторы называли место, где сегодня расположен Истаравшан – был основан ахеменидским царем Киром Великим в качестве одного из цепи бастионов, призванных охранять пределы его империи от кочевых народов, населявших степи к востоку от Каспийского моря. Но оборонные сооружения города не устояли против натиска армии Александра Македонского, обратившего Кирополь в руины после того, как жители оказали ему решительное сопротивление.
Правительство Таджикистана на протяжении десятилетий говорит о чествовании персидского прошлого страны. Но если судить по состоянию исторических объектов, включая те, что расположены в Истаравшане, у чиновников лучше получается говорить об истории, чем сохранять ее.
Но так было не всегда.
В 2002 году Таджикистан с помпой отметил 2500-летнюю годовщину Истаравшана. Во время празднования состоялось торжественное открытие вышеупомянутых ворот с голубым куполом. В последующие годы эти ворота и лестничный подъем перед ними часто становились местом проведения различных праздничных мероприятий.
К празднованиям 2002 года была также возведена уменьшенная модель Муг-Тепе, а к девятой годовщине независимости республики в центре холма была построена круглая арена.
Но сегодня на развалинах древней цитадели можно чаще увидеть бродячих собак, чем туристов. Посетители обращают внимание на то, что некогда мощные стены разрушаются. Еще больше портят впечатление пластмассовые бутылки и прочий мусор, разбросанный по холму, над которым некогда возвышалась крепость.
Ветшают даже недавно построенные купол и ворота.
Фируза Рухулова, работающая гидом в музее города Педжикент, что на севере Таджикистана, сказала EurasiaNet.org, что когда она привозит туристов в Истаравшан, многие из них выражают свое разочарование. «Когда туристы приезжают в Истаравшан, большинство из них отмечает, что город не прилагает усилий и не выделят средств для сохранения исторических объектов», – отметила она.
По словам Рухуловой, ответственность за сохранение Муг-Тепе лежит на правительстве, а ЮНЕСКО и прочие международные организации не выделяют на это никаких средств. По словам одного чиновника, принимающего участие в охране и реставрации исторических объектов в Таджикистане, правительство выделило некоторое количество средств на реставрацию, но далеко не в достаточных объемах.
В 2012 году власти выделили 2,5 млн сомони (примерно $520 тыс на тот момент) на реставрационные работы в Муг-Тепе до 2020 года. «В прошлом году центральное правительство (в Душанбе) предоставило 200 тыс сомони (из ассигнованных 2,5 млн сомони), а в этом году еще 100 тыс сомони на начало строительных работ на объекте. Однако местные власти не выделили и 100 тыс сомони на подготовку плана работ. У местных властей ушло 2-3 года на подготовку этого плана, но в нем все равно имеется ряд ошибок», – отметил этот чиновник, согласившийся поговорить с EurasiaNet.org на условиях анонимности.
Указывая на 20-метровый отрезок стены, чиновник отметил, что только на реставрацию этой части потребуется 920 тыс сомони. По причине обесценивания таджикской валюты выделенных правительством денег не хватит на то, чтобы оградить холм стеной, отметил он.
«Мы восстанавливаем стены постепенно. Ежегодно мы получаем около 100-200 тыс сомони на постройку части стены. Но нам потребуется порядка 12-13 млн сомони на возведение стен и небольшого рынка для ремесленников в Муг-Тепе», – сказал чиновник.
Список заброшенных объектов не ограничивается Муг-Тепе. Состоящему из мечети и медресе комплексу Кок-Гумбаз XV века и медресе Рустамбек в Истаравшане также не уделяется должного внимания.
В своей статье в издании Perspectives on Central Asia Эдвард Шипки (Edward Schipke) описывает унылое впечатление от посещения комплекса Кок-Гумбаз. «Во время моего визита осенью 2014 года ворота были не заперты, а ответственных за комплекс на месте не было. Местные детишки взяли на себя роль гидов, показывая посетителям, как по вьющейся лестнице подняться к куполу, вокруг которого разрослись коричневые и желтые растения, семена которых сюда занес ветер, и они пустили корни», – написал он.
Еще одной угрозой Муг-Тепе является частная застройка.
У холма, на котором располагается Муг-Тепе, возвели пятиэтажное здание, что вызвало недовольство людей, несмотря на все трудности старающихся сохранить исторические объекты.
По словам вышеупомянутого чиновника, взяточничество в Таджикистане позволяет застройщикам легко обходить законы, т.к., по его словам, чиновники «распродают земли и набивают брюхо, потому что знают, что через 2-3 года все равно лишатся своих должностей».
После визита заместителя министра культуры в 2013 году строительство пятиэтажного дома приостановили, но, учитывая какие деньги на кону, неизвестно, как надолго.
«Они все купили, и если им дать возможность, они и саму крепость Муг-Тепе купят», – посетовал чиновник.
Источник: eurasianet.org
А также читайте:
«Поводок для Варшавы»: США привязывают Польшу к своему оружию
В феврале Польша подписала многомилионный контракт на покупку у США новой реактивной системы залпового огня, планы приобретения которой вынашивались оборонным ведомством еще...ИГИЛ — это третья попытка НАТО взять под контроль Центральную Азию, - Publico.es
Исламское государство — многонациональная религиозная группа, которая выступает главным действующим игроком в третьей попытке НАТО взять под...Клановая система в Кыргызстане: мифы и реальность
За последнее время в информационном пространстве появился вал сообщений о «кланах», «племенах» и «трайбализме», которые якобы доминируют в общественной и...Гузель Майтдинова: Конфронтационный период между Ташкентом и Душанбе уже прошел, а сейчас используется мягкая сила
«Нерешенных проблем достаточно – это проблемы границ, урегулирование водных вопросов. Однако, можно констатировать, что конфронтационный период между...Андрей Захватов: новый президент Узбекистана будет избран в спокойной обстановке
Поздно вечером в пятницу официальный Ташкент официально объявил о смерти президента Узбекистана Ислама Каримова, возглавлявшего страну в течение 26...