Материалы
Цена вируса. США ищет пути сотрудничества с Таджикистаном в биологической сфере?
07.12.2019 09:35
26 ноября появилась новость о том, что Агентство США по международному развитию (USAID) и Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан запустили два новых проекта.
Речь идёт о запуске пятилетнего проекта по ликвидации туберкулеза в Центральной Азии — грант, предоставленный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Проекте USAID «по улучшению профилактики, выявления и лечения лекарственно устойчивого туберкулеза в Центральной Азии». Оба проекта являются частью региональной программы USAID в Центральной Азии, которая включает в себя определенные мероприятия для Таджикистана.
Согласно распространенному сообщению, основной целью данных проектов является дальнейшее расширение выявления и улучшения результатов лечения лекарственно-устойчивого туберкулеза (ЛУ-ТБ), укрепление благоприятных условий и финансовой устойчивости программ по ТБ и ЛУ-ТБ.
В церемонии открытия проектов приняли участие заместитель Министра здравоохранения и социальной защиты населения (МЗСЗН) Республики Таджикистан Мирхамуддин Камолзода, директор USAID в Центральной Азии Кристофер Эдвардз, представитель ВОЗ в Таджикистане Галина Перфильева, представители Парламента Таджикистана, международных и местных организаций.
«Во время церемонии USAID передал в дар МЗСЗН лабораторные реагенты и расходные материалы для быстрой диагностики лекарственно-устойчивого туберкулеза на сумму 250.000 долларов США. Бюджет в размере 31,6 млн. долларов США выделен для реализации проекта ETICA в Центральной Азии, в целях устойчивого улучшения качества и доступности услуг по ЛУ-ТБ, за счёт наращивания потенциала национальных программ по ТБ в области диагностики, лечения, управления, финансирования и информационных систем в Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане», - говорится в сообщении.
Всё вроде бы хорошо, но прочитав данную новость мне сразу же вспомнилось то как обстоятельно и активно последние 5-6 лет в российской прессе обсуждалась и продолжается обсуждаться вопрос создания биологических лабораторий США в странах бывшего Советского Союза, включая Грузию, Украину, Азербайджан, Узбекистан и Казахстан. Одно из громких заявлений озвучил глава министерства иностранных дел России Сергей Лавров 11 июня 2018 года на встрече Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ). Лавров выразил обеспокоенность возможным двойным предназначением сети референс-лабораторий, построенных при финансовой поддержке США в СНГ.
Существуют две распространённые гипотезы предназначения референс-лабораторий, расположенных в Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Молдавии, Узбекистане и Казахстане. Первая относительно безобидная: Соединённые Штаты построили лаборатории как можно дальше от границ Америки, чтобы безопасно для себя работать с вирусами и разрабатывать биологическое оружие. Вторая более пугающая: в лабораториях могут заниматься тем же, что и в первом варианте, но основная цель – это проверять свои наработки на местных жителях.
Казахстанская история
Хотя референс-лаборатории США уже действуют в нескольких странах Центральной Азии, но больше всего американцы вложились (как финансово так и технически) в строительство Центральной референс-лаборатории (ЦРЛ) в Алматы.
Министерством обороны США на строительство ЦРЛ в Алматы было потрачено $130 млн., и лаборатория открылась 9 сентября 2016 года. Лаборатория является структурным подразделением Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций им. М. Айкимбаева Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
То, что в Алматы будет построена лаборатория, в которой будут работать с опаснейшими патогенами, Казахстан и США договорились 13 декабря 1993 года. Для того, чтобы реализовать соглашение потребовалось более 22 лет, но завершение строительства ЦРЛ стало причиной для беспокойства стран-партнеров Казахстана в рамках ОДКБ и прежде всего России.
Вместе с тем, в Казахстане заявляют, что не стоит беспокоится о возможном нецелевом использовании лаборатории. Так, Ерлан Сансызбаев, руководитель научного центра карантинных и зоонозных инфекций (КНЦКЗИ) имени Масгута Айкимбаева, на территории которого расположена Центральная референс-лаборатория, в своём интервью в 2018 году интернет-ресурсу Informburo.kz заявлял, что разрабатывать биологическое оружие и вирусы специалисты центра не могут из-за технических ограничений. Уровень биологической безопасности ЦРЛ по международной классификации равен BSL 3, а для военных целей необходимы иные оборудование, инфраструктура и помещение максимального четвёртого уровня биологической безопасности. И к тому же, по договору американская сторона в 2020 году полностью должна закончить техническую поддержку и обучение казахстанских специалистов. Зарубежные ученые не имеют допуска к лабораториям и вирусам, их работа заключалась только в передаче знаний, необходимых для работы с новым оборудованием.
Первоначально, когда в 1993 году Казахстан и США договаривались о строительстве Центральной референс-лаборатории в Алматы, заявлялось, что она создаётся для обеспечения безопасности особо опасных патогенов, оставшихся в Казахстане от советской военно-биологической программы, и исследований способов защиты от них, а также трудоустройства бывших военных биологов. То есть, связь работы ЦРЛ и военно-биологической программы (хоть и советской) была с самого начала. Но теперь в Казахстане заявляют, что американцы предпринимают всего лишь превентивные меры и защищая нас от инфекций защищают себя.
Так, Ерлан Сансызбаев в своём упомянутом интервью говорил, что: «Инфекция не имеет границ. Расходы американцев – это превентивные меры, мы должны разбираться с проблемами у себя до того, как они доберутся до них».
Но всё же, такие рода заявления специалистов не всегда остаются замеченными в обществе. После новостей об открытии лаборатории большинство казахстанцев отнеслись к этому с опаской, и по стране пошли разные слухи о возможных последствиях для людей. А вспышку менингита, в мае-июне 2018г., сразу же связали с деятельностью ЦРЛ, рассылая сообщения о том, что вспышку вызвала утечка штаммов менингококковой инфекции, и что возможно США открыли лабораторию в Алматы с целью разрабатывать и распространять эпидемии по Казахстану.
В соседстве с угрозами
Выбор строительства центральной лаборатории не случайно пал на Казахстан, где действовал Среднеазиатский научно-исследовательский противочумный институт, построенный ещё в 1948 году. С точки зрения доступа к биологическим образцам и штаммам из стран Центральной Азии этот институт является самым правильным адресатом. И с другой стороны, страны региона без каких-либо вопросов будут готовы сотрудничать с Казахстаном в силу давних существующих контактов.
Попытка строительства биологической лаборатории предпринималась и в Кыргызстане. В 2008 году с предложением построить такую лабораторию выступила Канада, но проект не нашёл поддержки среди руководства страны. Кыргызский политолог Марс Сариев говорил по этому поводу следующее: «Стране предлагали большие деньги за постройку таких объектов… Надо учитывать, что при противостоянии мировых держав даже безобидные на первый взгляд лаборатории в «час икс» могут быть использованы для достижения тех или иных целей».
Конечно же, Кыргызстан испытывает нехватку в квалифицированных кадрах и прибегает к помощи соседей. Так например, в 2013 году был случай заражения чумой. В селе Ичке-Жергез Ак-Суйского района Иссык-Кульской области умер мальчик. В Кыргызстан были направлены специалисты из Казахстана для диагностики этой чумы, которые организовали карантин и выявили всех контактных и предотвратили эпидемию.
Однако в Кыргызстане переживают, что такие объекты могут быть использованы на вред общества. Так Марс Сариев говоря о биологических лабораториях высказал мнение, что они всегда представляют опасность, и не исключено, что их могут использовать против населения. «Очевидно, эпидемии несвойственных для региона болезней в странах Африки, Украине и Грузии тоже являются следствием такого рода действий, и расценивать их надо как биологическую угрозу. При этом даже миграцию перелетных птиц можно использовать для распространения заразных болезней», — говорил Сариев.
У наших западных ворот – в Афганистане, также функционирует биологическая лаборатория США. Там лаборатория создана недалеко от иранских границ – в провинции Герат, где периодически вспыхивают эпидемии особо опасных вирусных заболеваний. Так, в 2012 году в Афганистане было зафиксировано 26 случаев геморрагической лихорадки Крым-Конго. В 2017 году по данным Министерства здравоохранения Афганистана эта цифра увеличилась на порядок и составила 237 случаев, 41 из них – летальный.
Больше всего случаев зарегистрировано в Кабуле и в провинции Герат близ границы с Ираном.
Конечно же, такое соседство не делает нашу страну безопасным от потенциальных биологических угроз и ряда трансграничных заболеваний. Вместе с тем ситуация осложнена и тем, что значительное число приграничных населенных пунктов, расположенных на территории Афганистана, находятся в непосредственной близости от наших сел, в зоне прямого перелета переносчиков.
Мы всё ещё хорошо помним через какую сложную эпидемиологическую ситуацию прошёл Таджикистан в 90-ые годы прошлого столетия и первое десятилетие 21-го века. В начале 1990-х годов прошлого столетия эпидемия малярии охватила почти всю страну. В результате проведения широкомасштабных противомалярийных мероприятий эпидемиологическую ситуацию удалось стабилизировать, а к 2015 году передача малярии была полностью прервана. Начало 2000-ых знаменовалось вспышкой тифа, туберкулёза и других серьёзных болезней из-за плохих санитарных условий в стране. Но благодаря поддержке дружественных стран удалось своевременно предотвратить его распространение.
Какие проекты нужны Таджикистану?
Возвращаясь к новости о запуске двух новых проектов USAID в Таджикистане, хотелось бы отметить, что не в коим случаи я не желаю умалять значение оказываемой Таджикистану помощи США. Ежегодная помощь USAID Таджикистану составляет около 30 миллионов долларов США, из которых примерно 30 процентов направлены на развитие системы здравоохранения.
Мне также понятны мотивы местного партнёра проекта – Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, которое рассматривает этот проект прежде всего как инвестиционное вливание в сферу здравоохранения. Без всякого сомнения любая оказываемая помощь важна, особенно в такой сфере как здравоохранение.
Но всё-таки насколько этот проект можно считать выгодной инвестицией или же эффективной помощью для Таджикистана? Стоит ли игра свеч? Можно ли считать «лабораторные реагенты и расходные материалы для быстрой диагностики лекарственно-устойчивого туберкулеза на сумму 250.000 долларов США», потребностью первичной необходимости для борьбы с туберкулёзом?
И упоминание о том, что на 5-летние проекты всему региону выделяется 32 млн. долларов США абсолютно не означает, что Таджикистану достанется большой «кусок пирога». Даже, скорее всего, абсолютно наоборот – Таджикистану выпадет роль статиста.
Если USAID заявляет о готовности поддержать проекты в Таджикистане, то хотелось бы получать прямую адресную поддержку в рамках двухстороннего партнёрства. Действительно нашим больницам сегодня нужна поддержка и в том числе в виде закупки дорогостоящего оборудования, необходимо усилить инфраструктуру больниц (заменить систему водоснабжения и канализации, отопления и электроснабжения), повысить уровень подготовки медицинского персонала и т.д. Если USAID выделила бы средства на эти цели, то наверняка не возникло бы вопросов касательно «двойных интересов». Тем более, что Таджикистан давно полон слухами и гипотезами касательно изменений климата из-за возможного применения американскими военными новых видов вооружений в Афганистане. Зачастую участившиеся случаи пыльных бурь, повышенное давление и высокую смертность среди людей среднего возраста и другие события связывают с возможными действиями американцев в Афганистане. А теперь это новый повод для беспокойства…
Да к тому же тень сомнений падает и на наших партнёров в Казахстане, где действует центральная лаборатория. Ведь основной задачей выполняемых ЦРЛ является сбор информации об инфекционной заболеваемости и получение национальных коллекций штаммов патогенных микроорганизмов, в том числе преодолевающих защитное действие вакцин и обладающих устойчивостью к антибиотикам.
И по содержанию данных проектов складывается впечатление, что они направлены именно на сбор национальных образцов штамма туберкулеза. Ведь для борьбы с этой болезнью необходимо существенно значительная сумма. Сегодня в секторе здравоохранения страны достигнуты значительные улучшения, и не стоит в погоне за инвестициями забывать, что обеспечение биологической безопасности страны является не менее важной задачей.
Хуршед Абдусамадов
Dialog.TJ
А также читайте:
Власти Таджикистана сообщают об отсутствии жертв и разрушений в результате землетрясения
Сообщений о жертвах и разрушениях в результате землетрясения пока не поступало, сообщает КЧС Таджикистана.Выходец из Таджикистана, участник ИГ, задержан в Афганистане
Полиция Афганистана задержала в восточной провинции Нангархар трех активных участников террористической группировки "Исламское государство"...Илолов: Коррупции при распределении квартир в АН РТ не было
Коррупции при распределении квартир нуждающимся и достойным сотрудникам Академии наук РТ не было, как об этом утверждается некоторыми СМИ, заявил...Гражданина Таджикистана, участника «банды GTA», получившего пожизненное, будут судить
В Мособлсуде в четверг, 27 декабря, начнется рассмотрение уголовного дело участника «банды GTA» Хазратхона Додохонова. Его обвиняют в нападении на конвоиров при...На таджикско-афганской границе уничтожено 16 контрабандистов
16 контрабандистов уничтожено военнослужащими пограничных войск Таджикистана с начала текущего года. Из незаконного оборота изъято 1 тонна 70 кг...