Глава МИД Афганистана: Ситуация после 2014 года не вызывает особой озабоченности.

Находящийся с четырехдневным визитом в Душанбе глава МИД Афганистана Зирар Ахмад Османи обсудил ряд вопросов двустороннего сотрудничества между Таджикистаном и Афганистаном на встречах с президентом Эмомали Рахмоном, главой МИД Сироджиддином Асловым и другими представителями правительства Таджикистана. 5 июня Османи ответил на вопросы радио Озоди
 
Озоди: Как вы оцениваете визит в Таджикистан и ваши переговоры с таджикским руководством?
 
Османи
: Наш визит в Душанбе состоялся по приглашению главы МИД Таджикистана.  Мы встречались с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, где господин президент выразил поддержку дальнейшему укреплению сотрудничества с Афганистаном. Этот визит нацелен на налаживание более плодотворного сотрудничества между нашими странами. Наши отношения с Таджикистаном достаточно близкие и крепкие и нам бы хотелось развивать их еще больше. Об этом также пошла речь и на переговорах с министром иностранных дел Таджикистана. Необходимо облегчить проблемы транзита и передвижения между двумя странами, чтобы эти условия стали более комфортными.   Мы обсудили и вопрос налаживания транспортных путей с тем, чтобы могли их в будущем расширить до территории Кыргызстана, Пакистана, Китая. Эти пути должны стать эффективными и действующими, чтобы мы смогли поднять и торгово-экономическое положение Афганистана. Кстати, вопрос поддержки экономики и торговли стал одним из других важных вопросов, который мы обсудили в этот раз. В Афганистане и Таджикистане существует политическая воля на укрепление торгово-экономических отношений.
 
Озоди:
Некогда шла речь о трехстороннем соглашении между Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном о транзите и перевозке грузов. Но потом вдруг стали говорить о возникших проблемах, не только касательно вопросов безопасности. Вы можете прокомментировать этот вопрос.
  <a href="http://www.youtube.com/watch?v=N-T0QsubfFo&&">YouTube</a>
 
Османи: Да, переговоры касались соглашения по поводу транзита грузов через территории этих трех стран. Но возникли некие препятствия, в частности дело касается того, что в случае с Афганистаном проблем с разрешением на транспортировку грузов не существует. Однако Таджикистан и тот же Пакистан пока не дали согласия на беспрепятственную перевозку грузов через свои территории, с тем, чтобы они имели выход на дальние страны.  С Пакистаном существует двустороннее соглашение, которое пока не притворяется в жизнь. Условия действия подобного трехстороннего соглашения должны основываться на равноправных условиях. Но с Таджикистаном проблемы касались больше технического плана, которые вскоре будут решены, и я уверен, что соглашение будет подписано.
 
Озоди: Существует договоренность и по вопросу о строительстве железнодорожного сообщения между Туркменистаном, Таджикистаном и Афганистаном. Мы знаем, что в Афганистане обсуждали вопрос места или территории, где будет проходить эта железная дорога. Упоминался и Кундуз. Каково положение этого проекта сейчас?  
 
Османи:
Мы за создание короткого участка железнодорожного пути по проекту, в котором будут участвовать наши друзья и соседи из Таджикистана и Туркменистана. Никаких проблем по этому поводу не существует, и мы думаем, что вскоре вопрос будет решен. Сейчас Афганистан приступил к изучению путей реализации этого проекта. Нам нужна крепкая система железнодорожного сообщения.
 
Озоди: Есть и еще очень важный проект по строительству высоковольтных ЛЭП CASA 1000. Каков сейчас ход переговоров по этому проекту?
 
Османи:
Проект CASA 1000 находится на завершающем этапе. Вопрос, который еще не решен со стороны Афганистана, касается цены транзита электроэнергии. Других особо серьезных вопросов по этому проекту со стороны Афганистана не существует.
 
Озоди: В Таджикистане последнее время поговаривали об угрозах переброски неких террористических групп с территории Афганистана. Скажите, известно ли вам что-то по поводу этих слухов?
 
Османи: Афганистан сам стал жертвой терроризма. В Афганистане проходят выборы и примерно 7 миллионов граждан будут участвовать в голосовании. Это является свидетельством того, что жители Афганистана не поддерживают   идеологию Талибан, не поддерживают терроризм и фундаментализм. Народ сказал «нет» этой идеологии. Проблемы, существующие в регионе, не могут относится исключительно к Афганистану. Афганистан не является страной их зарождения или вооружения. Но этим пользуются. Поэтому мы ведем серьезную борьбу с терроризмом, мы успешны в этой борьбе. Ситуация с безопасностью улучшилась по сравнению с прежними временами. Силы полиции и армии полностью вооружены, получили опыт и знания. Они вполне способны защитить целостность Афганистана,  защитить границы и территорию этой страны и не позволить, чтобы территория Афганистана была использована против наших соседей. Я уверен, что скоро мы станет свидетелями поражения террористов. Но нельзя забывать, что для успеха в борьбе с терроризмом, необходима  поддержка соседних стран.  
 
Озоди: Вы хотите сказать, что террористы в Афганистан приходят из третьих стран?
 
Османи: Вазиристан стал местом подготовки террористов, мы обладаем достаточными доказательствами. Там они получают обучение, проходят тренинги и обмундирование, а затем направляются в Афганистан. Их используют для дестабилизации ситуации в Афганистане. Мощность вооружённых сил Афганистана, их опыт уже может поставить серьезные препятствия перед террористами. Тем не менее, Афганистан остается уязвимым перед террористами. Существуют силы, поддерживающие террористов. Очень надеемся, что при поддержке стран-соседей Афганистан сможет стать безопасной страной. И это не только проблема Афганистана, это проблема всего региона.
 
Озоди: Одна из других проблем в отношениях Таджикистана и Афганистана касается обмена или передачи заключенных. По некоторым данным в таджикских тюрьмах содержатся 57 граждан Афганистана, а в афганских тюрьмах 5 граждан Таджикистана. В чем проблема, почему эти процессы затягиваются?
 
Османи: В тюрьмах Афганистана нет граждан Таджикистана. Согласно последнему обмену, 31 гражданин Афганистана был передан  таджикскими властями Кабулу. 50 остальных находятся в процессе передачи. Сегодня я напомнил таджикских коллегам о том, что этот процесс затянулся. Надеюсь, он будет завершен в ближайшее время.
 
Озоди: В эти дни многие говорят об опасности усугубления проблем с траффиком наркотиков в связи с завершением миссии НАТО в Афганистане. Как бывший министр по борьбе с наркотиками, как вы оцениваете эти угрозы?
 
Османи:
Это все не больше, чем пропаганда. Афганские вооруженные силы способны защищать интересы афганского народа, создать условия для лучшей жизни населения. Ситуация после 2014 года не вызывает у меня особой озабоченности. Я уверен, что подобно первому туру выборов, второй тур также пройдет спокойно и безопасно. Народ признает результаты выборов. 2 августа состоится церемония инаугурации президента Афганистана.
 
Озоди: Мы слышали, что некоторые влиятельные в Афганистане люди, подобно генералу Дустуму, пригрозили, что в случае победы Абдуллы Абдуллы, в стране воцарится хаос и это не понравится многим. Как вы смотрите на это?
 
Османи:
Право на объявление имени победителя по итогам голосования возложено на Комиссию по выборам Афганистана. Судьба выборов решается не отдельными личностями, а лишь Комиссией по выборам. Выбор народа на голосовании будет объявлен лишь комиссией, и никто не вправе нарушать этот закон.
 
Фарход Милод, Барот Юсуфи

Источник: Радио Озоди

А также читайте: